Синтез основных положений классической и субъективно - психологической школ в исследованиях А.Маршалла
p> А. Смит в большей мере выступал за высокую заработную плату. Он считал, что это лучше всего соответствует условиям экономического роста.
Относительно высокая заработная плата является важнейшим стимулом роста производительности труда. Это усиливает накопление капитала и повышает спрос на труд. Он отрицал, что высокая заработная плата делает рабочих ленивыми и уменьшает стимулы к труду.

А.Смит отверг представление, согласно которому рента есть законная плата, своего рода процент на капитал, когда-то вложенный землевладельцами в улучшение земли. Землевладелец требует ренту и за землю, никогда не подвергавшуюся улучшению, за природные объекты, которые вообще не могут быть улучшены. Смит видел в земельной ренте элемент монополии (частной собственности на землю), но не различал понятия абсолютной и дифференциальной ренты. Смит отмечал, что участки земли отличаются как по плодородию почвы, так и по местоположению.

Придерживаясь теории трудовой стоимости, он характеризовал ренту наряду с прибылью как не трудовой доход, как вычет в пользу землевладельца из стоимости товара. Переходя далее к вопросу о величине ренты, он определял ренту как излишек стоимости над заработной платой рабочих и средней прибылью капиталистического фермера. Но далее Смит от этого научного взгляда на ренту отходит, когда утверждает, что наряду с заработной платой и прибылью она формирует стоимость товара, следовательно, земельная собственность является стоимости на равных основаниях с трудом, а потому рента выступает уже не как эксплуататорский доход, а как закономерное вознаграждение “ услуг земли”.

Рикардо в основном развивал взгляды Смита. Считая товаром сам труд (а не рабочую силу), он полагал, что рыночная цена труда (заработная плата) определяется в своей основе естественной ценой и колеблется вокруг неё.

Под естественной ценой труда Рикардо понимал стоимость рабочей силы, поскольку определял её стоимостью средств существования рабочего и семьи.
Рикардо сводил естественную цену труда к физическому минимуму. Он, например, видит прямую связь между ценой хлеба и размерами денежной заработной платы: по его представлениям, если при росте цены на хлеб не повысится заработная плата, рабочие начнут голодать и вымирать.

Рикардо считал, что заработная плата рабочих удерживается на голодном уровне не в силу физических законов капитализма, а в силу естественных законов, имеющих всеобщее значение.

Рикардо выступал за то, чтобы государство не вмешивалось в функционирование рынка труда. Он был против помощи беднякам, которая, по его мнению, мешала действию естественных законов и, помогая удерживать численность бедняков на высоком уровне, мешала уменьшению положения рабочего класса в целом. Рикардо не рассматривает прибавочную стоимость обособленно то её конкретных форм – прибыли, ссудного процента и ранты, хотя трактует процент и ренту как вычет из прибыли, которые капиталист вынужден делать в пользу собственника ссудного капитала и землевладельца.

Рассматривая структуру стоимости и цены товара, Рикардо игнорировал ту её часть, которая отражала перенесенную конкретным трудом стоимость постоянного капитала. Поскольку стоимость товара распадается на заработную плату и прибыль, то прибыль находится в обратном отношении к заработной плате и зависит от неё. Прибыль всегда выступает у него как остаток после вычета из стоимости товара затрат на заработную плату. Таким образом, у
Рикардо представляет собой прибавочную стоимость. Но далее Рикардо переходит к рассмотрению прибыли, которая оказывается после уплаты земельной ренты землевладельцу.

Анализ земельной ренты был одним из серьёзных достижениё Рикардо.
Построив теорию ренты на основе трудовой теории стоимости, он объяснил, что, что источником земельной ренты является прилагаемый к земле труд в условиях определенных отношений собственности. Поскольку ресурсы земли ограничены, возделываются разные по плодородию и расположению участки и стоимость сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на худших (предельных) участках. Такие участки приносят предпринимателю только среднюю прибыль и не дают ренты. Но прибыль на относительно лучших участках выше средней, и этот избыток присваивается землевладельцем в виде ренты.
Таким образом, Рикардо показал происхождение дифференциальной ренты. Он игнорировал тот факт, что в условиях частной собственности на землю какую- то ренту должны приносить и худшие участки.

5.2.Субъективно-псохолгическая школа
Используя субъективно-психологическую теорию ценности, австрийская школа выдвинула теорию процента и прибыли. С этой целью Е.Бём-Баверк сконструировал такие категории, как “ настоящее благо” (например, заработная плата) и “будущее благо” (средства производства, труд рабочих).
Прибыль рассматривалась им как разница между оценкой “настоящих” и “ будущих благ”, причем “настоящее благо” оценивалось выше, чем “будущее благо”. Капиталист авансирует капитал и отказывается будто тем самым от “ настоящего блага” во имя “ будущего блага”; он получает прибыль потому, что должен выжидать, чтобы реализовать благо. Таким образом, можно сказать, что прибыль выступает здесь не как результат эксплуатации, а как результат
“ ожидания” капиталиста.

Главный вклад Е.Бём-Баверка в экономическую науку лежит в области теории капитала и процента. Капитал как производный фактор производства является продуктом первичных факторов – земли и труда. Поэтому ценность капитальных благ в долгосрочном аспекте должна быть полностью вменена первичным факторам, т.е. войти в заработную плату и ренту.

Е.Бём-Баверк выделял три причины существования процента.
Первая причина – её можно назвать “ оптимизмом” - заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем. Следовательно, одна единица в будущем будет оцениваться ниже, чем сегодня.

Вторая причина состоит в том, что люди в силу своего рода
“близорукости” склонны недооценивать свои будущие потребности. Эту
“близорукость” он считал психологическим фактором и объяснил его недостатком воображения, слабостью воли и неопределенности будущего, под которой понималась скоротечность человеческой жизни.

Таким образом, первые две причины носят чисто психологический, субъективный характер.

Третья причина носит технический, объективный характер. Она заключается в техническом превосходстве настоящих благ над будущим.

Е.Бём-Баверк считал, что каждая из названных им причин способна объяснять существование процента не зависимо от двух других причин.

5.3.Кембриджская школа (А.Маршалл)

А.Маршалл придерживался концепции трех факторов производства. К земле, труду и капиталу он добавил фактор организации. Согласно Маршаллу уровень ренты, заработной платы, процента и прибыли определяется высотой спроса и предложения, причем в кратковременном аспекте “доходы факторов” как превышение цены над издержками производства и нормальной прибылью имеют характер ренты и названы им квазирентой: “Если какое-либо имущество, например дом, фортепьяно или швейную машину, на время одалживают, плату за его использование часто называют рентой. Экономисты могут без ущерба для себя применять этот термин в тех случаях, когда просматривается доход с позиции индивидуального предпринимателя. Однако, как следует из дальнейшего , как только рассмотрение хозяйственной деятельности переносится с позиции индивидуума на общество в целом, преимущество оказывается на стороне применения термина “рента” по отношению к доходу, извлекаемому из даров природы. Вот почему термин квазирента будет в настоящем труде употребляться по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Иными словами, всякая машина может давать доход, носящий характер ренты и иногда называемый “рентой”, хотя, в общем, представляется более правильным называть его “квазирентой”1.

Маршалл под прибылью понимал процент с капитала и писал: “Плата, которую вносит заемщик за пользование ссудой, скажем, в течение года, выражается в отношении размера этой оплаты к размеру ссуды и называется процентной ставкой. И этот термин применяется в более широком смысле как представляющий денежный эквивалент всего дохода, извлекаемого из капитала.
Обычно его выражают в виде определенной процентной доли суммы капитала, предоставленной в заем.…Если человек использует в своем предприятии капитал в виде набора всякого рода товаров, общая стоимость которых оценивается в
10тыс.ф.ст., то при условии неизменной совокупной стоимости капитала, образуемый всеми этими вещами, можно сказать, что 400тыс.ф.ст. составляют процентную ставку в размере 4% на капитал. Однако этот же человек не захочет продолжать вести свое предприятие, если он не будет рассчитывать на то, что чистый доход от него превысит процент на капитал по текущему курсу. Такой доход называется прибылью”1.

Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как “вознаграждение” тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает “ будущего удовлетворения” от них, равно как заработная плата, на его взгляд, следует считать “ вознаграждением за труд”. Он был несогласен с тем, что “стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда.
Всякая попытка отстаивать указанную посылку по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются “ даровым” благом, представленным без всяких жертв и поэтому не нуждающимся в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать”2.

Вывод

Альфред Маршалл в своих учениях четко изучил основные положения своих предшественников, выделив при этом их недостатки и преимущества.

Представители классической школы в своих учениях рассматривали многие положения, но основными были учения о стоимости, заработной платы, прибыли и ренты. В частности под стоимостью они понимали количество труда затраченного на производство данного товара, а в дальнейшем их стоимость товара образовалась путем сложения заработной платы, прибыли и ренты.

Представители субъективно-психологической школы в своем учении о стоимости стояли на позициях теории предельной полезности, т.е. они говорили, что, если товар имеет для человека какую-то ценность
(полезность), то он обладает стоимостью.

А.Маршалл в своих учениях объединил трудовую теорию стоимости классической и торию предельной полезности субъективно-психологической школ, и создал двухфакторную теорию цены, основанную на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Что касается заработной платы, прибыли и ренты, то А.Маршалл позаимствовал их понятие у субъективно-психологической школы, но внес и свои изменения в эти понятия.

Теоретический анализ Маршалла в известной мере ограничен. Слишком унифицированные схемы и логические понятия в какой-то мере упрощают действительность. Но не смотря на это, учения Маршалла используются многими экономистами и по сей день.

Источники:
1.Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т.- М., 1983-1984.
2.Рикардо Д. Сочинения: В 5 т.- М., 1955-1961
3.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М., 1962.

Список дополнительной литературы:
1.Агапова И.И.История экономических учений. -М.,1997.
2.Бартенев С.А. История экономических учений (в вопросах и ответах).-
М.,1998
3.Блауг М.Экономическая мысль в ретроспективе. –М.,1994.
4.Рындина М.Н.История экономических учений.- М., 1983.

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962, с.58

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962, с.53
2 Рикардо Д. Соч., т. 1, с.33.

1 Рикардо Д. Начала политической и политической экономии и налогового обложения М., 1955.
2 См. там же
3 См. там же
1 Бём-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Спб., 1903, с.146.
1 Маршалл А. Принципы политической экономии , кн.V, гл. III, с.30-31, 1984


1 Маршалл А. Принципы политической экономии, кн.III, гл.IV, с.167, 1984
1 Маршалл А. Принципы политической экономии, кн.II,гл.IV, ст.135, 1983
1 Маршалл А. Принципы политической экономии, кн.II,гл.IV, ст.134, 1983

2 Маршалл А. Принципы политической экономии, кн.IV, гл.VII, ст.314, 1983



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать