Система показателей в современном учете
Реферат на тему:
Система показателей в современном учете.
Введение
Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная – его размер, абсолютную или относительную величину. Применительно к стратегическому планированию, под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность.
Различают несколько систем показателей:
– систему показателей планирования в целом: показатели федеральных программ, комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;
– систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;
– систему показателей развития отдельной отрасли;
– систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).
Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям, таким как:
1. Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей.
2. Показатели должны
агрегироваться
(укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми.
3. Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны обладать соизмеримостью, то есть быть определенными, измеряемыми.
4. В целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов.
5. Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способ-ной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
6. Показатели стратегических программ и планов должны быть адресными.
7. Показатели должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности.
8. Число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтов, должно быть численно ограниченным.
Основная часть
Различают следующие группы показателей: а) конечные и промежуточные; б) натуральные и стоимостные; в) количественные и качественные; г) объемные и сетевые; д) абсолютные и относительные; е) утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Деление показателей на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования.
Натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства и измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели.
С помощью стоимостных показателей выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, добавленная стоимость, заработная плата и т.д.). Они позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.
Стоимостные и натуральные показатели выступают в форме количественных и качественных показателей. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ. Они могут быть объемными и сетевыми. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на 1 работника и т.д. Сетевые – выражают задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры. Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального производства, степень их эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста и т.д. Качественные показатели делятся на две группы: технико-экономические и экономические показатели. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают интенсивность и экстенсивность использования основных и оборотных фондов. Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов. К числу экономических показателей относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность и т.д.
Показатели прогнозов, стратегических программ и планов рассматриваются как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления, относительные – характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
Среди показателей стратегических программ и планов различают: утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная часть имеет адресный характер. Это показатели: государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. К расчетным показателям относят такие показатели, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели – это различного рода аналитические показатели типа: “в расчете на душу населения”, “на 100000 населения”, “доля” и т.д. Они позволяют сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов).
В зарубежной практике для оценки стратегических решений в плановой деятельности хозяйственных комплексов широко используется разработанная американскими учеными Р.Каплан и Д.Нортон концепция сбалансированной системы оценочных показателей. Идея сбалансированной системы показателей отвечает желаниям менеджмента обрести взвешенный набор монетарных и немонетарных показателей, служащих операционными измерителями активности важнейших направлений деятельности комплексов, как средство управления хозяйственными объектами при реализации их стратегии. Программа сбалансированных показателей рассматривается как проект, рассчитанный на превращение перспективных планов и стратегии в совокупность целей и мероприятий, интегрированных на стратегическом и оперативном уровнях в управленческий процесс.
Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет – ядро общегосударственной системы планирования.
Исполнительный орган власти – Правительство РФ, в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития и торговли РФ*, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики. Центральное место в системе функций, выполняемых Министерством экономического развития и торговли РФ, занимает разработка прогнозов, стратегических программ и планов. В ходе выполнения этой функции Министерство экономического развития и торговли РФ: разрабатывает совместно с другими рабочими органами исполнительной власти комплексный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, используя данные системы национальных счетов; разрабатывает сводный баланс государства; обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета и разрабатывает прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует развитие ресурсной базы страны; участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.
Свою работу в области стратегического планирования Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет руководствуясь Федеральным законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” от 20 июля 1995 года.
Основное назначение плановых документов федерального уровня состоит в том, чтобы обеспечить Правительство РФ, его рабочие органы, субъектов Федерации, рядовых граждан и их общественные объединения: во-первых, системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества; во-вторых, системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения; в-третьих, комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода.
Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки: а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития; б) концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач различного временного горизонта.
Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на десятилетний период через каждые 5 лет. Такой порядок позволяет всегда иметь ориентиры перспективного развития страны на срок, колеблющийся в пределах от 5 до 10 лет.
На базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития и осуществления специальных расчетов, составляются среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке.
Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются ежегодно.
В процессе разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела выделяются проектировки по развитию государственного сектора экономики. Они включают в себя показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, программу повышения эффективности использования федеральной собственности.
Страницы: 1, 2