Система показателей в современном учете

В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика.

Социальная политика – особый аспект государственной политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой (между социальными группами; между классами; между нациями; внутри социальных групп, классов и наций; между семьями и внутри них).

Субъектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребности и потребления. В социальной сфере важное положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат. Ограничительная социальная политика также означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной  сферы.

Необходимо выделять определенные элементы в ориентации рыночной экономики на решение социальных проблем, позволяющие определить закономерности их развития при стратегическом планировании. Это следующие элементы:

1) место социальной политики в структуре национальных приоритетов. Социальная политика может рассматриваться как элемент государственного регулирования экономики и в этом случае представлять собой средство достижения каких-либо целей (например, устойчивость экономического роста). Либо социальная политика может представлять собой цель общества и, соответственно, цель экономического и социального регулирования;

2) распределение социальных функций общества между тремя основными участниками общественного процесса – государством, институтами гражданского общества и бизнесом - и роль каждого из них в реализации социальных целей;

3) конкретные приоритеты в рамках проводимой социальной политики:

– степень охвата общества мерами социальной  политики (адресуется ли проводимая социальная политика всем членам общества, либо только их части, нуждающейся в конкретных видах социальной помощи в данный момент);

– активная социальная политика (ориентирована на недопущение понижения социального и доходного статуса конкретных граждан) либо пассивная политика (ориентированная на поддержку граждан в случае существенного понижения их доходов, жизненного и социального статуса);

– отношение к проблеме полной занятости, ориентация на сознательное достижение полной занятости, зачастую в ущерб экономической эффективности и экономическому росту;

– развитие сектора социальных услуг как преимущественного государственного, либо ориентация на предоставление социальных услуг преимущественно в рамках частного сектора экономики;

– масштабы использования страховой системы (как в рамках государственного, так и частного страхования) для финансирования социальных расходов выражаются, в частности, в относительной доле расходов социального назначения, финансируемых за счет страховых платежей и за счет общих бюджетных поступлений;

– распределение нагрузки по финансированию системы социального страхования между работодателями, работниками (застрахованными) и бюджетами различных уровней;

– используемая модель финансирования пенсионного обеспечения граждан (соотношение государственных и частных пенсионных фондов, использование в системе государственного пенсионного обеспечения схемы текущего покрытия пенсионных расходов либо схемы фондирования).

Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации отражены в программе социальных реформ, содержащихся в “Стратегии развития РФ до 2010 г.”, в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

– обеспечение максимальной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и поэтому объективно нуждаются в государственной поддержке;

– обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

– создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением представляемых социальных благ и услуг.

Основой для реализации стратегических целей социальной политики является ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, увеличение объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики имеет свою тактику, то есть выявление стратегических установок на отдельные этапы. Регулирование социальных процессов необходимо осуществлять по пяти аспектам.

Первый аспект. Политика в сфере доходов и личного потребления семей - это оплата труда лиц, работающих по найму. Цель – стимулирование трудовой активности, сокращение дифференциации в оплате труда, поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной мере был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт, как минимальная почасовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.

Второй аспект. Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает: а) разработку и использование минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку государством нерыночного сектора национальной экономики, т.е. отраслей и видов деятельности, не ориентированных на коммерческие критерии. Третий аспект. Политика в сфере воспроизводства населения, рабочей силы и занятости. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработка программ создания, сохранения и развития рабочих мест. Политика в сфере занятости оказывает влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг.

Последний аспект. Политика в отношении социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; выделение бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и т.д.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

Благосостояние населения является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия, как: “условия жизни”, “уровень жизни”, “качество жизни”.

Под “условиями жизни” понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).

“Уровень жизни” – это обеспеченность населения необходимыми для жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

“Качество жизни” характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по уровню личных притязаний.

Задачи стратегического планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Локальные задачи – отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов благосостояния населения.

При оценке уровня жизни используются приемы системного анализа. Необходимость применения системного анализа в оценке уровня жизни населения обусловлена тем, что уровень жизни – сложная социально-экономическая категория, характеризующая социально-экономические отношения по поводу распределения материальных благ и услуг населения; степень удовлетворения рациональных потребностей в этих благах и услугах; условия для полноценного развития личности, созданные в обществе и государстве.

Для адекватной оценки доходов и уровня жизни нужны уровневые, динамические, структурные и обобщающие показатели, которые должны отвечать следующим требованиям:

– обеспечивать системность в оценке уровня жизни населения и сравнение с предыдущим периодом, другими странами (между регионами);

– быть понятными и несложными для расчета, т.е. обладать простотой измерения;

– опираться на разрабатываемые статистические данные.

Уровень жизни населения оценивается системой показателей. В экономически развитых странах политика в области доходов служит одним из главных элементов управления экономикой. В основе разработки этой политики лежат текущие оценки и прогнозирование уровней, динамики и структуры доходов населения.

Для стран с переходной экономикой регулирование доходов населения чрезвычайно актуально, так как переходный период сопровождается снижением жизненного уровня населения. В условиях глобальных социально-экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизнедеятельности общества, требуется взвешенная и обоснованная политика доходов, которая базируется на объективных оценках того, как живет население, сколько оно может купить товаров и каких, как соотносятся цены и доходы домохозяйств, каково потребительское  поведение различных групп населения.

Для решения этих вопросов необходима определенная система социально-экономических индикаторов, использование которых на практике дает возможность выявить закономерности и тенденции изменения уровня жизни населения и количественно их измерить, что, в свою очередь, станет основой для принятия управленческих решений. Политика доходов, кроме того, во многом определяет потребительский спрос.

В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни. К ним относят: 1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп); 2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость); 3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура и т.д.).

Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум и т.д.).

Третью группу составляет система показателей статистики уровня жизни населения, которая характеризует объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения. Показатели статистики уровня жизни отражают влияние экономической и социальной (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов, расходы на потребление и т.п.).

Задачами политики доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования и использования доходов домохозяйств и распределение их между группами населения. В условиях высокой инфляции для оперативного управления экономикой и прогнозирования последствий принимаемых решений большое значение имеет мониторинг внутригодовой динамики показателей доходов населения, прежде всего, регулярных поступлений заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Заключение

При выработке основ макроэкономической политики используется понятие совокупных доходов населения, которое включает все поступления в домохозяйство в виде доходов, имеющих денежную или натурально-вещественную форму, а также получаемых в виде льгот (освобождение от налогов или их части, реализованное право на приобретение материальных благ или услуг). Кроме того, в совокупный доход входят доходы, полученные от ведения личного подсобного хозяйства. Для оценки уровня жизни совокупные доходы относят к номинальным доходам. Кроме того, выделяют также реальные доходы и реально используемые (конечные доходы). В экономическом анализе и при прогнозировании выделяют реальные доходы, рассчитанные на душу населения.

Доходы,  полученные населением, – это номинальные, реальные, реально используемые (конечные).

В состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от различных предприятий и организаций. Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований.

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов), отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);

в) косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной сферы. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

Реальные доходы населения определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получение услуг. В объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системе по полученным у них кредитам.


Схема формирования доходов населения имеет следующий вид.

I.           Номинальные доходы:

             – денежные доходы;

             – натуральные доходы;

             – материальные затраты учреждений, бесплатно  обслуживающих население.

   Вычесть:

             – оплату услуг;

             – обязательные платежи и налоги.

   Равно: II. Реальные доходы населения.

   Вычесть:

             – добровольные платежи и взносы;

             – прирост сбережений;

             – сокращение задолженности населения за товары, имущество, купленные в кредит.

   Равно: III. Конечные доходы.

             Индекс цен и тарифов

   IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего:

в т.ч.:

– на душу населения;

– индекс роста (падения) доходов.


Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Список использований литературы

1. Учебное пособие СГУ (юнита 02);

2. Учебное пособие СГУ (юнита 03);

3. «Экономическая теория» Боголюбов.




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать