Социально-экономические показатели Республики Беларусь

3)                благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;

4)                                  опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

5)                внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

6)                осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

7)                повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

8)                инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

9)                расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

10)            национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

1)                всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2)                инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

3)                наращивание экспортного потенциала страны;

4)                развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

5)                развитие малых и средних городов;

6)                жилищное строительство.

Творческое задание № 2

 

1-й этап.


Выбранный мной для характеристики товар – картофель. Он является продуктом питания, а также товаром повседневного спроса. Картофель является товаром низшей категории, так как спрос на него изменяется в обратной зависимости от изменения доходов потребителей.

Таблица 2. Спрос индивидуального покупателя на картофель (в килограммах).

Цена за килограмм, в руб.

Величина спроса в неделю

500

1

400

2

300

3

200

5

100

8

 

Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса на картофель.

Неценовые факторы, влияющие на спрос картофеля.

1)  Потребительские вкусы.

Благоприятные для картофеля изменения потребительских вкусов,  рекламой или изменениями моды, будут означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятные изменения в предпочтениях потребителей  вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Потребители, озабоченные угрозой здоровью или появлением лишнего веса сократят спрос на картофель, так как он содержит трудно перерабатываемую клетчатку и большое количество углеводов, и  увеличат спрос на капусту и свежие и кисломолочные продукты.

2)  Количество покупателей.

Увеличение на рынке числа потребителей  способствует повышению спроса.

3)  Доход.

Повышение дохода приводит к увеличению спроса. Если доход превышает большой уровень, потребители могут покупать меньше картофеля.

4)  Потребительские ожидания.

Ожидания относительно повышения цен в будущем могут побудить покупателя приобретать картофель сейчас, чтобы предупредить угрожающее повышение цен. К примеру, в следствие неурожая картофеля (из-за погодных условий или насекомых), потребители будут полагать, что предстоящая нехватка повысит цену на него. Поэтому они «запасают» картофель, скупая его сейчас в больших количествах.

 

Эластичность спроса по цене на картофель

 Степень ценовой эластичности  или неэластичности  измеряется при помощи коэффициента Ed.

Ed = Процентное изменение величины спроса на картофель /

Процентное изменение цены на картофель

Процентные изменения  вычисляются путём деления  изменения цены на  исходную цену  и соответствующего изменения величины спроса на исходную величину спроса. Изменение представляет собой разницу между теперешним положением и прошлым.

Ed = ((2 – 1) / 1) /  ((400 - 500) / 500) = - 1/ 0,2 = - 5

Таблица 3. Рыночное предложение картофеля индивидуальным производителем.

Цена за килограмм (в руб.)

Величина предложения в неделю

500

8

400

7

300

5

200

3

100

1

Рисунок 2. Кривая предложения на картофель.

 

Неценовые факторы предложения.

1) Число продавцов.

Чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фермерских хозяйств,  кривая предложения картофеля станет смещаться вправо.  Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Рост количества фирм,  выращивающих картофель, увеличивает предложение сортов этого картофеля.

2) Ожидания.

Ожидания изменения цены картофеля в будущем могут влиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время. Фермеры могут задержать вывоз картофеля нынешнего урожая на рынок, ожидая повышения цены в будущем.

3) Налоги и субсидии.

Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налога увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Если государство субсидирует выращивание картофеля, оно снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Технологии.

Совершенствование технологии означает, что  новые знания позволяют выращивать каждый килограмм картофеля с меньшими затратами (использование более эффективных и экологичных удобрений, техники для уборки и обработки урожая). Это приведёт к снижению издержек и увеличению предложения.

 

Равновесная цена и равновесный объём производства.

Мы можем определить равновесную цену и оптимальное количество картофеля для реализации на рынке  методом подбора или графически.

Цена 500 руб. побуждает фермеров вырастить большое количество картофеля, но отбивает у потребителей желание его покупать. При такой цене картофеля покупка других продуктов представляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуется избыточное предложение картофеля в 1 тыс. кг.

При цене 100 руб. величина спроса превышает величину предложения на 7 тыс.  ед. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание картофеля, но порождает у потребителей купить его больше. В результате возникает избыточный спрос на неё в размере 7  тыс. ед.

Методом подбора мы исключили все цены, кроме цены в 300 руб. При этой цене количество картофеля, которое фермеры желают предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. Эта цена называется равновесной ценой, а 5 тыс. килограмм картофеля – равновесным количеством предложения (рис. 3).

Рисунок 3.  Равновесная цена и количество продукта, определённые рыночным спросом и предложением.

 

 

2-й этап.

Постоянные издержки (TFC) – это такие издержки величина которых не меняется с изменением объёма производства. Это арендные платежи, амортизационные отчисления, ключевые взносы, зарплата ключевых специалистов и менеджеров.

Переменные издержки (TVC) – это такие издержки, величина которых меняется с изменением объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, оплата трудовых ресурсов.

Общие издержки (TC) – это сумма постоянных и переменных издержек при любом объёме производства.

Средние постоянные издержки (AFC) любого объема производства  определяются путём деления  совокупных постоянных издержек на количество произведённой продукции.

Средние переменные издержки (AVC) – любого объёма производства  определяются путём деления  совокупных переменных издержек  на количество произведённой продукции.

Средние общие издержки (ATS) – любого объёма производства  рассчитываются путём деления  общих издержек на количество произведённой продукции или путём сложения  средних постоянных  и средних переменных  издержек того или иного объёма производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать