Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная,
налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран
Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена
участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне
уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы
привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже
немаловажно. К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём
значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных»
налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного
медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь
объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет
«расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие сферы.
Укрупняются налоги, имеющие сходную базу.
Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления
налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как
налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между
выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом
предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои
материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно,
позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет,
что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде
отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять. К
сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%.
Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в
частности, для стимулирования малого бизнеса.
Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.
Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без
соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации
наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно,
на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки
профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.
Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует о
том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая
особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке
специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме
рыночных преобразований.
Заключение.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема
реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:
V размеров ставок;
V предоставляемых льгот и привилегий;
V объектов налогообложения;
V усиления или замены одних налогов на другие.
Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной
концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты
любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных
коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового,
профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач,
налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный
Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков
и сейчас находится на доработке. Проблем в сфере налогообложения накопилось
слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они
решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть
будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь
будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового
кодекса.
А до этого времени наша налоговая система будет,практически, не способна
выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет
препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно
скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.
Литература.
1) Закон Российской Федерации « Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года). - М.:
1997.
2) Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации в
Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.
3) Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 1993.
4) Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1995.
5) Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 1997. - №
2. С. 67.
6) Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.
// Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.
7) Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 1991.
8) Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.
9) Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 1994.
10) Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996.
11) Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. - 1996. -
№ 1. С. 43-52.
12) Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 1996. - №
1. С. 3-6.
13) Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. -
1997. - № 4. С.29.
Приложения
Приложение 1
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации».
Глава 1: «Общие положения».
Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой системы
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
Приложение 2
Статья 3. Плательщики налогов
Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.
Приложение 3
Статья 5. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными
актами.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171
[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3
[3] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
[4] Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется
законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с
физических лиц».