Современные формы международной экономической деятельности

Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, име­ющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осу­ществление сделок.

1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. С этим в известной мере можно согласиться, так как после распада СССР шла частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структу­ры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изме­нения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию главным образом в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (народившиеся коммерчес­кие структуры, приглашая на работу высококвалифицированных специалистов, не жалеют средств на оплату труда). В целом во внеш­неторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, сле­довательно, роль объединений ослабла.

2.  Недостаточная стабилизация банковско-финансовой систе­мы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-два года, сле­дует отметить учреждение в ведущих экономических районах Рос­сии (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).

3.  Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне, как правительствен­ных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные дол­говые обязательства составляют значительную сумму.

Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской эко­номики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России в мировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внут­ренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему при­влекает иностранных инвесторов.

В соответствии с Указом Президента РФ был создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.

4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых пер­вых моментов создания и функционирования ПИИ в нашей стра­не зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления бо­лее льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций[4,с.50].

ПИИ становятся заметным элементом рыночного сектора рос­сийской экономики. Материально-техническое снабжение про­изводства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвес­тиционных операций, подбор персонала и определенное социаль­ное обеспечение своих работников эти предприятия осуществля­ют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренни­ми и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государ­ственных органов экономического управления. Основные эконо­мические показатели, такие, как производительность труда и фон­доотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.

В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтех­ники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных пред­приятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных техноло­гий и обучения кадров, способных управлять современным про­изводством.

Увеличивалось число предприятий с иностранными инвести­циями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдален­ных, наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.

Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспечен­ность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для за­рубежных инвесторов параметры принимающей страны.

К сожалению, многие предприятия отходят от уставной дея­тельности и работают как посредники, без привлечения новей­ших технологий или крупных инвестиций.

Отсутствие четкого правового законодательства препятствует вовлечению иностранных предприятий в сферу недвижимости, так как не приняты еще правовые акты, на основании которых разре­шается передача собственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободных экономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).

Становление новой системы внешнеэкономических связей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованному контролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в неда­леком прошлом, приведет к успеху внешнеэкономоческой политике государства.


3.2. Проблемы торговли России с зарубежными партнерами

Главная отличительная особенность происшедших за последние годы перемен во внешней торговле России — демонополизация внеш­неэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены со­провождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета экономической вза­имопомощи (СЭВ). Если к концу 1980-х годов на страны — члены СЭВ приходилось более 50 % внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась в связи с переориента­цией бывших социалистических стран на торговлю с Западом.

Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твер­дых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары
по более низким ценам, приводят к тому, что против российских
экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодатель­ство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т.е. в прода­же товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, при­водит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответ­ственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде [3, с.46].

Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. В струк­туре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин, оборудования продолжает оставаться низким.

Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономи­ке страны постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней тор­говли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации.

В 2000г. сложилась благоприятная для России конъюнктура мирового рынка: наблюдались высокие темпы экономического роста в США, оживление в экономике стран Западной Европы, в основном были преодолены последствия финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Росли мировые цены на нефть; по оценке ОЭСР, в 2000г. они поднялись на 45,6% по сравнению с предыдущим годом.

В российском экспорте 2000г. по существу как в зеркале отрази­лась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефть и другие энергоносители имели тенденцию к повышению. В частно­сти, в 2000 г. экспортная цена на российскую нефть увеличилась на 67% против уровня 1999г., на природный газ — более чем в полтора раза, каменный уголь — на 60%, медь и алюминий — на 11—12%.

В результате увеличилась валютная выручка, золотовалютные резервы страны повысились до 28 млрд. долл. (увеличение за год более чем в 2 раза), существенно увеличились доходы федераль­ного бюджета.

По оценкам специалистов, повышение цен на российскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету страны от 10 до 15 млрд. руб. дополнительных доходов. С учетом 38%-го роста экспортных цен и 14%-го снижения цен на импорт Россия дополнительно получила свы­ше 30 млрд. долл., что обеспечило увеличение ВВП на 12% (реально на 7,3%, а без учета внешних факторов привело бы к снижению ВВП).

Сырьевая направленность российского экспорта привела к со­средоточению высокой прибыли именно в сырьевых отраслях (в черной и цветной металлургии, в топливной промышленности). В этих отраслях, естественно, выросли оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленности наблюдался дефицит собственных оборотных средств. Отметим еще одну негативную тенденцию, связанную с ростом российского топливно-сырьевого экспорта: вырос дефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополии одновременно подняли цены.

Предприятия и организации, осуществляющие внешнеэконо­мическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явле­ний, преодоление которых могло бы способствовать более успеш­ной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэко­номической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится дополнительно разрабатывать различные инструктивные документы и  нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные по­ложения законодательных актов и разрабатываются центральны­ми правительственными учреждениями.

Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономичес­ких связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от эко­номики страны в целом, о чем уже было сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:

1. Завершение создания законодательной базы регулирования
внешнеэкономической деятельности.

2. Совершенствование системы управления внешнеэкономи­ческой деятельностью как сферой народного хозяйства.

3. Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышен­ной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

4. Налаживание системы кредитования и страхование промыш­ленного экспорта.

5. Создание транспортной инфраструктуры, способной обес­печить потребность экспортно-импортных перевозок.

6. Формирование благоприятного правового климата для рос­сийского экспорта.

7. Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов).

 Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.

8. Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для феде­рального бюджета значительных сумм в валюте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать