Современные формы международной экономической деятельности

10.     Ускорение разработки программы по оптимальному вклю­чению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономичес­кую деятельность[4, с.47].

Правительством Российской Федерации была разработана Фе­деральная программа развития экспорта, расставляющая приорите­ты в экспортной деятельности на период до 2005г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государствен­ной поддержки экспорта. Была   принята новая редакция (10 февраля 1999г.) Федераль­ного закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.

Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не мо­гут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производ­ство играет главную роль в определении объемов и структуры эк­спорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло «Ос­новы промышленной политики страны на период до 2010 года». Согласно этой программе для реконструкции Российской промыш­ленности потребуется 2,5—2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям   промышленности (аэродинами­ческая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, био­технологическая и электронная).

Для того чтобы успешно вступать в контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расши­рять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по раз­витию договорно-правовой базы торгово-экономических отноше­ний Российской Федерации с зарубежными странами.

Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с меж­дународными экономическими организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.), которые оказыва­ют влияние на формирование экономической и внешнеэкономи­ческой политики России. С учетом защиты государственных ин­тересов необходимо по возможности объективно оценивать по­следствия их рекомендаций для нашей страны, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

  В отношениях России с международными экономическими орга­низациями важная роль принадлежит вступлению ее в ВТО. Все еще трудно определить сроки этого вступления и предвидеть его возможные последствия на экономику России, так как нормы и правила ВТО распространяются и на внутреннюю экономическую жизнь страны-члена, и это особенно нужно учитывать примени­тельно к России, с учетом сегодняшнего состояния российской эко­номики в целом и конкурентоспособности ее продукции. Основ­ные цели присоединения России к ВТО состоят в следующем:

1. Устранение дискриминационных ограничений в отношении
российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки
конкурентоспособных российских товаров и услуг.

2. Перевод торгово-экономических отношений России с треть­
ими странами на равноправную, стабильную и долговременную
экономико-правовую основу.

3. Использование механизма разрешения споров, существую­щего в рамках ВТО.

4. Совершенствование законодательной базы России, практи­ки ее применения с целью развития экономических реформ.

Создана Межведомственная комиссия, которая проводит ком­плексный сравнительный анализ соответствия российского зако­нодательства нормам и принципам ВТО, разрабатывает меры по его изменению.

Очень важно обращать внимание на географическую направ­ленность внешнеторговых связей. Здесь в силу геополитических причин приоритеты нужно отдавать странам СНГ, и в настоящее время необходимо усиление мер, направленных на обеспечение большей выгодности экспортно-импортных операций с ними.

 Со всеми восточно-европейскими странами были подписаны протоколы о товарообороте. Товарные списки, прилагаемые к про­токолам о товарообороте, носят индикативный характер, и государ­ство не отвечает за выполнение хозяйственными организациями кон­трактных обязательств. С рядом восточно-европейских стран подпи­саны соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, о вза­имном поощрении и защите инвестиций и избежание двойного на­логообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.

В создании договорно-правовой базы как основы экономичес­ких связей России с западноевропейскими странами большое вни­мание уделялось устранению препятствий и ограничений в тор­говле и созданию условий для продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательных ограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.

В отношениях со странами Балтии главное внимание уделя­лось вопросам, связанным с положением русскоязычного населе­ния, развитию договорно-правовой базы, экономических связей[4, с.441].

Одно из главных направлений внешнеэкономической деятель­ности — обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически разви­тыми странами и использование возможностей международных организаций для равноправного торгово-экономического сотруд­ничества с экономически развитыми странами, использование воз­можностей международных организаций для содействия экономи­ческим реформам в России. С Европейским союзом (ЕС) в 1994г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение создает условия для поэтапной реализации в отноше­ниях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний.

При торговле российского партнера с зарубежным важное зна­чение имеют вопросы страхования экспортно-импортных опера­ций, предоставления гарантий зарубежным инвесторам, кредитов для наших экспортеров, развития инфраструктуры, информаци­онного обеспечения ВЭД и др.

3.3. Основные направления государственного регулирования

внешнеэкономических связей


В современной системе мирохозяйственных связей Россия уча­ствует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами [3, с.48].

Россия слабо вовлечена в международную кооперацию произ­водства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от им­порта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе

перестала соответствовать внутренним возмож­ностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Для решения задач по стабилизации роста национальной эко­номики с учетом тенденций развития мировой экономики и тор­говли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следую­щих основных целей:

1. Повышение конкурентоспособности российской экономики.

2. Сохранение позиций России на мировых товарных рынках
(сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и во­енная техника), а также дальнейшее расширение экспорта гото­вых изделий и услуг.

3.       Обеспечение равноправных условий доступа российских
товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внут­реннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в
соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.

4.       Проведение таможенно-тарифной политики, способствующей
созданию благоприятных условий для расширения национального
производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудша­ющей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.

5. Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более, благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экс­портно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения поставленных целей и повышения эффектив­ности функционирования внешнеэкономического комплекса по­требуется развитие системы и принципов государственного регу­лирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по ряду основных направлений:

Первое направление — выработка и реализация целостной экс­портной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, в том числе экспорт технологий и ноу-хау).

Одним из приоритетов в этой области должно стать стимулиро­вание, прежде всего на государственном уровне, экспортной дея­тельности российских производителей, и в первую очередь выпус­кающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. Необходимо продолжить формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства с целью продви­жения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроение, космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включая оборудование для ядер­ной энергетики, и другие производства). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышлен­ной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.

В условиях ограниченности национальных ресурсов на цели развития производства и инфраструктуры привлечение прямых иностранных инвестиций рассматривается как важное условие оздоровления и придания динамизма российской экономике и развития внешнеэкономических связей.

Второе направление — улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участни­ков внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необосно­ванных ограничений и в создании более благоприятных условий. Для продвижения российских товаров на внешние рынки.

Созданию более благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки будут способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран — членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и фор­мирующихся международных региональных и многосторонних тор­гово-экономических организациях.

Третье направление — защита внутреннего рынка, опирающая­ся на общепринятые международные нормы и правила и исполь­зующая весь арсенал предусмотренных российским законодатель­ством инструментов.

При этом, вводя дополнительные меры по упорядочению досту­па импортных товаров на российский рынок, следует исходить из того, что они не должны стать орудием необоснованного протекци­онизма. Они должны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.

Реализация указанных направлений должна сопровождаться уси­лением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.

Четвертое направление — формирование международных ре­гиональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются приоритетным направлением во внешнеэкономи­ческих связях России.

В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом — основным торговым партнером, на долю которого прихо­дится более трети внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта стратегических товаров российского эк­спорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересо­ванность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что стра­ны ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.

Страны — участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) — исторически входят в круг интере­сов России, поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ — важ­нейшее направление российской торгово-политической деятельно­сти в этом регионе.

На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитывают­ся лидерство США в мировой экономике, огромный научно-тех­нический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими ис­следованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением [13, с.156].

Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России оп­ределяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными воз­можностями в области экспорта российской высокотехнологич­ной продукции, включая вооружения и военную технику, наличи­ем, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, зна­чительного инвестиционного потенциала.

Важными внешнеторговыми партнерами России останутся стра­ны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, включая вооружение и военную технику. Платежеспособные го­сударства этого региона (Турция, Египет, Израиль, Иран, нефте­добывающие страны Персидского залива) привлекательны также как потенциальные источники инвестиций для подъема реально­го сектора экономики России.

Перспективность сотрудничества со странами Латинской Аме­рики связана с реальными возможностями в области развития рос­сийского

экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший про­изводственно-экономический потенциал этого региона.

Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое со­общество на основе преимуществ международного разделения труда с целью реализации долгосрочной структурной перестройки рос­сийской экономики является стратегическим направлением внеш­неэкономической политики Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В курсовом исследовании изучались формы и виды международной экономической деятельности, ее географическая структура, проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей.

Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой  международной экономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги – перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности. Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странами способствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение в условиях ее либерализации.

В настоящее время происходит сдвиг в географической структуре. Происходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортных операций.

Актуальная проблема сегодня интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:

1. зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска  с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;

2. происходит демократизация международной экономической деятельности;

3. основными направлениями государственного регулирования международной экономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортной системы России, улучшение доступа российских товаров на международные экономические рынки.

Список использованных источников


1.                 Абалкин Л.И. Совместные предприятия в России // Вопросы экономики. – 2004. - №3. – с. 129 – 132

2.                 Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 296 с.

3.                 Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. – М.: Республика, 1997. – 591 с. 

4.                 Внешнеэкономическая деятельность предприятия, Л.Е. Стровский, С.А.Казанцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 847 с.

5.                  Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика,2000 – 512 с.

6.                 География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов – М.:  ВЛАДОС, 1998. – 296 с.

7.                 Кварталов В.А. Проблемы туризма //  Управление персоналом. – 2001. - №5 – с. 31 – 50

8.                 Коротова О.Н. Внешнеэкономические связи // География. – 2002. - №47. – с. 28 – 32

9.                 Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А. Экономическая география и регионолистика / Курск гос. техн. ун-т. Курск, 2000 – 229 с.

10.             Курьеров В.Г. Внешнеэкономические связи России в 2002 году // ЭКО. – 2003. - №9. – с.90 – 113

11.             Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат Р76 России. М, 2003 – 705с.

12.             Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е издание – М.:ИНФРА – М, 2000 – 446с.

13.             Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. - №1. – 154 – 157

14.             Экономика внешних связей России. Под ред.  А.С. Булатова. – М.:БЕК, 1995 – 704с.

15.             Экономическая география России. Под ред. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.    



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать