Способы увеличения прибыли
ВВЕДЕНИЕ
Кроме заработной платы, процента и ренты, экономисты часто говорят о четвертой категории доходов - о прибыли.
Чем же обусловлено возникновение прибыли? Для экономиста это очень непростой вопрос. Прибыль в рыночной экономике используется, как важнейший инструмент регулирования деятельности субъектов хозяйствования. Увеличение или максимизация прибыли является основной целью этих субъектов хозяйствования.
Эта тема очень актуальна на данный момент времени в связи с тем, что предполагается, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать ненужных аналитических усложнений. Но увеличивают ли фирмы прибыль на самом деле? Эта тема полна противоречий.
В небольших фирмах, руководимых их владельцами, прибыль, доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало контактируют с владельцами. В итоге владельцы фирмы не могут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной прибыли уклоняться от задачи увеличении прибыли.
Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочной прибыли фирмы (чтобы получить повышение или крупное вознаграждение) за счет уменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя увеличение прибыли на долговременном этапе представляет больший интерес, например, для акционеров.
Однако стремление любых руководителей к достижению иных целей, чем долговременная максимизация прибыли, ограничено определенными рамками. Акционеры или совет директоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Таким образом, максимизация прибыли имеет серьезные основания. Фирмы, в течение долгого времени занятые в деле, немало заботятся о прибыли независимо от воли и желания их руководителей. Например, фирма, субсидирующая каналы общественного телевидения, может показаться совершенно бескорыстной. В действительности такая благотворительность отвечает долговременным финансовым интересам фирмы, т. к. этим вызывает расположение к ней и к её товарам.
Максимизация прибыли
Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи — максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
В ряде случаев фирмы могут ставить своей целью не максимизацию прибыли, а какие–либо другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественного признания, и для их решения пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись её более скромным уровнем. Такая мотивация поведения фирм носит название удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, т. к. только стремление к прибыли позволит рационально распределить ресурсы, обеспечить высокую эффективность, а, следовательно, получить возможность успешно реализовать выбранные цели. Cуществуют следующие виды прибыли: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятий от нереализационных операций, чистая (экономическая) прибыль.
C экономической точки зрения самой важной является чистая прибыль Ее поведение и условия ее максимизации наиболее интересны для любого предпринимателя.
Максимизация прибыли для фирмы означает - поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками.
Pm = TR - TC
Pm - общая или чистая экономическая прибыль;
TR – общий доход, определяемый как произведение количества проданной продукции на её цену;
TC – общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.
Если выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход, общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества, издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будут зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.
Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, — предельные издержки.
Пока предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и, значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода от последней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.
Можно сформулировать общее правило увеличения прибыли: Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.
Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции.
Внешние и внутренние издержки
Основную цель деятельности любого предприятия составляет максимизация прибыли. Главными ограничителями получения прибыли являются издержки производства. ”Экономисты считают издержками производства все платежи - внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, необходимую для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности”.[1] Под экономическими издержками прибыли понимаются выплаты, которые фирма должна сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для определенного производственного процесса.
Внешние издержки представляют собой зарплату рабочим и служащим, расходы на сырье и материалы, комиссионные вознаграждения торговым фирмам, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за юридические услуги и т.д., т.е. все это плата за ресурсы поставщикам, не зависящим от данного предприятия. Многие промышленные предприятия и объединения имеют своих основных поставщиков. Их прибыль имеет прямое отношение к себестоимости.
Внутренние издержки - это издержки, принадлежащие данной фирме. Они приобретают денежную форму и с точки зрения предприятия равны денежным платежам, полученным фирмой при наилучшем из вариантов применения данного ресурса. Пример: кто-то владеет каким-либо помещением. Этот человек не имеет никаких внешних издержек в виде арендной платы и т.п. Но он имеет внутренние издержки, т. к. нерационально использует этот ресурс. Он мог бы иметь прибыль, если бы сдавал это помещение в аренду. И хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, они существуют вполне реально и влияют на принятие решений экономического плана, которые учитывают упускаемые возможности наилучшего использования владеемых ресурсов и наибольшего извлечения прибыли из данного ресурса.
Нормальная прибыль
Нормальная прибыль является одним из элементов внутренних издержек. Ее можно определить как вознаграждение за выполненные функции. Рассмотрим ее на примере: существует единоличный владелец предприятия, на котором он применяет исключительно собственный труд. Таким образом, он не имеет внешних издержек (не платит зарплату, ренту), но несет внутренние издержки, из-за неэффективного использования ресурсов. Сдавая это предприятие кому-либо другому, он мог бы иметь постоянный доход. Кроме того, он мог бы предложить свои управленческие услуги другому аналогичному предприятию и тоже иметь прибыль. Т.е. та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать ею предпринимательские способности и денежные средства в рамках данного предприятия и называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, то перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного предприятия.
Таким образом, если по оценке экономиста фирма едва покрывает издержки, это означает, что она лишь возмещает все внешние и внутренние расходы на производство. Предприниматель при этом получает вознаграждение, которого едва хватает, чтобы удержаться в рамках данного направления деятельности. Величина же превышения доходов от реализации продукции над ее экономическими издержками образует экономическую прибыль, т.е. доход, полученный сверх нормальной прибыли.
Закон убывающей отдачи
“Закон убывающей отдачи утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса”.[2]
Это означает, что если количество рабочих, обслуживающих данное производственное оборудование будет возрастать, то наступит момент, когда рост объема производства будет проходить все медленнее по мере привлечения каждого дополнительного рабочего. Возьмем пример с каким-нибудь предприятием. Пусть в начале на предприятии было занято трое рабочих. По мере увеличения их количества появляется возможность к дополнительной специализации, в результате чего снижаются потери времени при переходе от одной стадии производства к другой. Таким образом производственные мощности используются оптимальным образом, а каждый дополнительный рабочий вносит все больший вклад в производство, и как результат идет процесс максимизации прибыли. Но со временем увеличивающееся количество рабочих начинает тормозить процесс и каждый последующий рабочий приносит все меньше пользы предприятию. Пять рабочих смогут обслужить производство лучше чем три, но если их будет 10-15, то они начнут мешать друг другу. Им придется подстраиваться и ждать, чтобы работать с тем или иным оборудованием. Этот закон применим абсолютно ко всем производственным процессам.