Галопируюшая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, в том числе и монополиям, затрудняет проведение экономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики , искажает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно – кредитной системы. Кроме того, обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные кредитные и валютные отношения.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставаниями темпов роста возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рентье, доходы которые либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Глова 2. Антиинфляционная политика.
Одним из сложнейших вопросов экономической политеки является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессов, применяемых в странах Запада, различается в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфика хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах темп инфляции роста удается удерживать в довольно узких пределах. a) Типы антиинфляционного регулирования.
Для антиинфляционного регулирования используется два типа экономической политики проводимой в рамках политики доходов:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничения кредитной экспансии. Сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах
2. Политека регулирования цен и доходов, и меющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, опредиляемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание зароботной платы, ограничеваться выдачей кредитов и т.д.
Так как заработную плату контролировать легче чем цены , то политика
доходов носит дискриминационный характер по отношению к наемным
работникам. Законодательное ограничение роста цен ведет к развитию
теневого рынка, снижению качества продукции. В экономике накапливается
дефицит и в конечном итоге возникает необходимость нормирования
потребления.
Косвенные методы воздействия (дефляционные мероприятия налоговой и мониторной (КДП) политики)
По мере усиления инфляции ЦБ вводит ограничения на рост денежной массы, объем представленных кредитов, повышенные учетные ставки и нормы обязательных резервов и продает на открытом рынке государственные ценные бумаги. В то же время сжатие денежной массы приводит к кризису неплатежей, банкротству предприятий. При этом да же жесткое ограничение количества денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.
Ограничения государственных закупок и инвестиций, отмена льгот и рост прямых и косвенных налогов.
Повышение курса национальной валюты (может эффективно применяться лишь при наличие положительного сальдо внешне - торгового баланса и значительных золотовалютных резервов).
На практике дефляционные мероприятия в большей степени оказывали
влияние на замедления экономического роста и роста безработицы, темпы
инфляции снижались не значительно. В условиях стагфляции применялся
набор мер направленных с одной стороны на сдерживание денежной массы, а
с другой стороны на расширение предложения через сокращение налоговых
ставок. В результате увеличивается бюджетный дефицит, увеличивается
государственный долг, что в совокупности с высокими % ставками
содействовало высокой инфляции и росту безработицы. В конечном итоге
темпы роста цен замедлились, безработица постепенно снизилась, но такое
избавление от стагфляции оказывалось слишком тяжелой для экономики.
Другой подход в борьбе со стагфляцией связан не со снижением инфляции
любыми путями, а превращением ее в управляемую. Необходимо добиваться не
возврата на кривую Филлипса с помощью мониторной и фискальной политики
на прямую воздействовать на совокупное предложение. Для этого может
использоваться целевое финансирование и кредитование, выборочная
поддержка отраслей. Данный подход создает меньше социальных издержек и
является более эффективным.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходимо структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции, « дозировки» и последовательность применения привлекаемых « для лечения лекарств» зависит от постановки правильного « диагнозов ».
« Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить
основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание
инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает
применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «
заболевания».
Инфляция может носить монетарные или преимущественно структурный
характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос или опережающий
рост заработков и цен на материалы и комплектующие. Инфляция может
стимулировать неопределенно низким курсом национальной валюты или
неопределенным снятием ограничений на регулируемые цены так называемые
ценооброзующих товаров. Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и
монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не
одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы
борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер,
постоянно уточняются и корректируются.
С точки зрения общества, борьба с инфляцией может привести к
значительным потерям в народном хозяйстве, т.е. росту безработицы и
спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1%
безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного
уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с
потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г.
оценивалось 6 160 млрд. долл.
Пытаясь обуздать вышедшую из под контроля инфляцию, правительства
многих стран, начиная с 60 – х годов, проводят так называемую политику
цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает
административнюу, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией , то она не
всегда достигает объявленной цели. Параллельное применение различных
экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать
экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования
централизованной экономики предлагает использование как апробированных,
так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины,
методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об
особой формы инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями
переходного периода.
Следует отметить, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах,
вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое
укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей
не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования
оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от
централизованного управления к основанной на действии рыночных сил –
натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в
деталях, ни в целях. Управлять инфляционным процессом в переходной
экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции,
который не отвечал привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные
методы воздействия. В случае затяжного инфляционного « заболевания»
складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата,
негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести
экономику из состояния инфляционного шока.
Применительно к России ( на начальном этапе экономической реформы ) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.
1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствия конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока ещё не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.
3. Сохраняются давления внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствует страховые фонды – материальные и финансовые.
Результативность макроэкономической политики зависит от
последовательности ее реализации и взоимодействия многих факторов.
Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается
бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем
должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится
сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к
развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает
новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не
обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой
дифференциации доходов.
Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об
ограниченности пространства для стандартных рецептов сдерживания
инфляции . Это во – первых. Во – вторых, сложившаяся в стране ситуация
предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по
регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов
инфляции.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм,
включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы
предполагает достижение политической стабильности и договоренности,
согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые
разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не
способны дать желаемого результата. b) Подходы к решению данной проблемы.
Теоретически существует, и были опробованы в практике зарубежных стран
несколько подходов к решению данной проблемы.
. Монетаристский. ( Ортодоксальный.)
Его сторонники рассматривают инфляцию как результат недостаточной
свободы действия рыночного механизма и избыточного предложения денег, в
связи с этим «типовая» ортодоксальная стодилизационная программа
предусматривает на ряду с мерами по « запуску» рыночного механизма.
1. Снижение бюджетного дефицита.
2. Ограничительную (рестриктивную) КДП
3. Ограничение роста или сокращение реальной заработной платы.
4. Девальвацию местной денежной единицы.
5. Реобилизацию внешней торговли и т. д.