Сравнительный анализ путей сдерживания инфляции
p> При этом не « скрывается», что результатом такой политики является
спад производства, инвестиционный кризис, рост безработицы, спад
жизненного уровня населения (т. е. Шоковая терапия). Предполагается,
однако, что при последовательном курсе экономической политике
стабилизационный шок продолжается, не слишком долга, после чего
создаются условия для здорового экономического роста. При этом обычно
ссылаются на опыт ряда стран (Польша, Чили) в которой методы «шоковой
терапии», принесли положительный результат.Возражения противников монетаризма против такого подхода сводятся к тому, что КД ограничение эффективно лишь в странах с развитой рыночной экономикой и в условиях, когда инфляция не слишком высока. В противном случае стабилизация покупается ценой глубокого спада производства, длительных после кризисных депрессий, децентрализации и утраты страной возможности нормального экономического развития.
. Кенсианский.
Сторонники данного подхода исходят из того, что государство способно через механизмы финансов и КДП эффективно воздействовать на платежеспособный спрос и сглаживать, таким образом, рыночные колебания.
В частности для периодов «перегрева» и связанного с ним ускорения инфляции рекомендуются бюджетные и кредитные ограничения, для периодов спада наоборот.
Феномен стагфляции отчетливо проявившихся в экономике западных стран в
70-е годы резко снизил возможности применения традиционных кенсианских схем управления совокупным спросам и побудил внести коррективы в набор методов государственной политики регулирования. Одновременное сдерживание инфляции и стимулирования экономического роста может достигаться за счет снижения налогов (особенно косвенных), оказывающих непосредственное воздействие на повышение цены. Представление субсидий и дотаций предприятиям базовых отраслей, с целью стабилизации цен на их продукцию расширением государственных расходов. Многолетний опыт применения кенсианских рекомендаций в развитых капиталистических странах показал ограниченную эффективность многих мер финансовой и юридической политики. Так в условиях значительной монополизации экономики снижение налогов или представление субсидий не обязательно сопровождается стабилизацией цен, поэтому в кенсианский подход были введены новые элементы:
1. Государственное регулирование цен и заработной платы.
2. Воздействие на инвестиционную политику предпринимателей и т. д.
. Гетеродоксный (Структуралистский).
Теоретические основы данного подхода борьбы с инфляцией заложены концепцией несовершенной конкуренции. Его сторонники исходят из предпосылки о несовершенном характере рынка в силу господства олигополистических и монополистических структур (государство, частные фирмы, профсоюзы) способных устанавливать свои цены в значительной степени независимо от платежеспособного спроса. Поэтому одним из важнейших средств борьбы с инфляцией объявляется использование мер административного регулирования, таких как ограничение роста цен вплоть до полного их замораживания, регулирование заработной платы, валютного курса, ставки банковского % и т. д. Эти меры обеспечивают временную стабилизацию цен, которая должна быть использована для вывода экономики из кризиса и расширения товарного предложения. Именно стимулирование предложения, создание условий для роста доходов, а не снижения расходов признается рациональным путем позволяющим достичь макроэкономического равновесия и избежать социальных издержек дефляционного « шока».
Практика реализации гетеродоксных программ в ряде стран показала, что они могут быть связаны с возникновением ряда острых проблем:
1. Сопротивление со стороны предпринимателей и профсоюзов к замораживанию йен и доходов.
2. Резкому ускорению инфляции после их размораживания.
3. Углубление макроэкономической диспропорции.
Различные подходы к сдерживанию инфляции и в особенности выхода из стагфляционной ловушки имеют недостатки, а эффективность их практического воплощения зависят от социально – экономических условий, в которых применяется соответствующий набор мер.
Глова 3. Мировой и отечественный опыты путей сдерживания инфляции. a) Сдерживание инфляции в развитых и развивающихся странах.
Дадим обзор инфляционных процессов в США с 1920 г. В 20 – е годы, в период процветания, уровень цен был абсолютно стабильным и упал, – то есть произошла дефляция – в начале « великой депрессии» 30 – х годов.
Сразу же после Второй Мировой войны цены резко повысились. Общая устойчивость цен была характерна для периода с 1951 по 1965 г., когда ежегодное повышение цен составляло менее 1,5%. Но инфляция, охватившая страну в конце 60 – х годов и разраставшихся в 70 – х годах, познакомила американцев с такой инфляцией, темпы роста которой выражались двузначными цифрами. В 1979 и 1980 гг. уровень цен ежегодно поднимался на 12 – 13 %. Однако к середине 80 – х годов ежегодный уровень инфляции стал ниже 4%.
Но мы не должны думать, что инфляция исключительно американское явление. Фактически все другие промышленные страны, за исключением
Западной Германии и Японии, пережили более высокие темпы роста инфляции, чем в США. В 1983 – 1987 гг. ежегодные темпы роста инфляции в Италии,
Австралии, Франции, Швеции и Великобритании были выше, чем в США. В отдельные годы периода 80 – х годов в некоторых странах ежегодные темпы роста инфляции выражались двузначными, а то и трехзначными числами.
Инфляция в Израиле была настолько жесткой, что за один пятилетний период в 80 – х годах цены на бак бензина поднялся до 30 тыс. шекелей. За пять лет до того, такой суммы хватало, чтобы купить автомобиль. Ежегодные темпы роста инфляции в Боливии в 1985 г. равнялись 3400%. Это значит, что обед за 20 $ в 1984 г., обошелся в 1995 г. уже в 680 $. В 1987 г. ежегодные темпы роста инфляции в Бразилии составили примерно 400%. По сообщению « Уолт Стрит Джорнал», за три недели цены на номер в Цезарь
Парк отеля Рио – де – Жанейро удвоилось с 1600 до 3200 крузейро в сутки.
Следует отметить, что, хотя инфляция в США в 70 –х годах и начале 80 – х была серьезной и мучительной, вряд ли ее можно сравнить с инфляцией во многих других странах.
В России в 1985 по 1989 г. разрыв между расходной и доходной частью государственного бюджета вырос с 18 до 120 милд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному объему страны. Возросший дефицит несет огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неопределенные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе
1946 г. 829 котильонов (единицы с 22 нулями) обесцененных форинтом были равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил
3*10^ 22 форинтов. В 1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждать себя пере считыванием. С 1938 по 1948 г. цены в этой стране повысились в 116 раз.
В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470% В 1923 г. уровень цен вырос в 1300000000000 раз. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, Мясо – 2 млн., батон – 200 тыс., 1 яйцо – 60 тыс.марок. Цены росли так быстро, что официанты несколько раз изменяли их в меню во время завтрака. В
России количество денег в обращении выросло с 27 млрд. в январе 1818 г. до 219 трил. 845 млрд. к декабрю 1921 г. Эмиссия привела к падению покупательной способности рубля в 10 млн. руб. в 1990 г., до 89 млрд. руб. в 1993 г. и 1513 млрд. руб. в 1992 г. В 1995 г. она составила 45578 млрд. руб. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливала инфляционные процессы, вело к развалу денежно – кредитной системы.
Особую остроту инфляционный процесс приобрел во второй половине 70 – х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен в США составлял в1956 – 1965 гг. – 1,7%, в 1966 – 1974 гг. – 5,1%, в1975 – 1980 гг. –
9,3%. В Англии в то же время – 3,1%, 7,1%, 15,8% ; в Италии – 3,4%,
6,0%, 17,9%; во Франции – 5,0%, 5,9%, 10,9%. В конце 80 – х годов темпы роста цен понизились и составили примерно 4% в год ( в 1987 г. – 3,7%) , что соответствовало модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основные – падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.
Инфляция в странах Восточной Европы в конце 80 – х годов потребовала существенных преобразований в хозяйстве, перехода к рыночным механизмам регулирования экономических процессов. Смена политического руководства создала предпосылки для проведения реформ. В начале 90 – х годов в политике этих стран, направленной на становление рыночного хозяйства, первоочередными стали задачи сбалансирования макроэкономических пропорций путем реорганизации системы цен, структуры доходов и расходов государственных бюджетов, кредитного и налогового регулирования и т. д.
Либерализация цен для обуздания инфляционных тенденций сопровождается ограничительной политикой в области доходов. В производственной сфере это достигается путем повышения процентных ставок за кредит, ужесточением налогов, сокращения дотаций из госбюджета и др.
Регулирование доходов населения наряду с различными методами ограничения роста зарплаты предусматривает меры социальной защиты, в первую очередь наиболее уязвимых групп населения. Однако это не смогло предотвратить снижение жизненного уровня населения рассматриваемых стран за последние годы.
Постановление о либерализации цен с 1 февралят1991 г. принятое правительством Д. Попова, считается началом экономической реформы в
Болгарии. За первые два месяца осуществления реформы произошел резкий скачек цен. В целом за год рост цен составил 573,7%, а среднемесячный прирост – 15,7%, хотя правительство прогнозировало трехкратное повышение цен за это время. Уровень инфляции в 1991 г. в Болгарии оказался самым высоким среди стран Восточной Европы.
К началу 90 – х годов, когда большинство восточноевропейских стран притупило к осуществлению экономических реформ, Венгрия уже значительно продвинулась в направлении рыночной экономики.
Согласно принятому в конце 1990 г. закону о ценах, главная регулирующая роль в ценообразовании отводится к рынку и конкуренции.
Цены на основную массу товаров определяются путем договоренности между производителями и торговыми организации
Правительство принимает различные меры, направленные на обуздание роста цен. Большое значение придается конкуренции в условиях развития частного предпринимательства, сняты ограничения с импорта, принимаются антимонопольные законы, стимулируется предложение на внутреннем рынке и т. д.
Первый этап либерализации цен в Румынии начался в ноябре 1990 г.
Индекс потребительских цен в декабре по сравнению с октябрем составил
137,7, в том числе для продовольственных товаров – 126,5, непродовольственных – 159,9 и услуг – 128,3. В это время сохранились государственные субсидии на производство 29 наименований продовольственных товаров, медикаментов, товаров для детей.
С 1 апреля 1991 г. начался второй этап, когда подорожание охватило, прежде всего продовольственные товары, хотя на субсидируемые государством бал установлен потолок цен.
Рост цен в конце 1991 г. связан с введением единого курса национальной валюты и внутренней конвертируемости леи.
Либерализация цен в Чеха – Словакии началась в январе 1991 г. Уже в
1990 г. были приведены частичные ценовые изменения, подготовившие переход к свободным ценам. Тогда же были отменены государственные дотации на покрытие разницы между розничными и оптовыми ценами на продовольственные и некоторые промышленные товары. В результате повысились цены на продовольственные товары 30 наименований. В связи с повышением цен были введены компенсации населения в виде ежемесячной прибавки к заработной плате, пенсиям и другим выплатам в размере 140 крон, она сохранилась и в 1991 г. В итоге за этот год реальные доходы населения сократились на 1%, реальная заработная плата – на 3,1%, физический объем розничного оборота увеличился на 1,3%.
Воздействие на инфляционные процессы в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономики США во второй половине 70 – х годов, были повышения учетных ставок, усиления требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13 – 14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года – в 1982 г.