Такая же ситуация наблюдается и в разрезе по некоторым отраслям:
- промышленность – рост составил с 73 млрд. руб. в 1991г. до 148906 млн. руб. в 1997г., спад составил –13688 млн. руб.
- транспорт – с 17,9 до 62317 млрд. руб., -7068 млн. руб.
Неуклонный рост инвестиций в связь (2,0 млрд. руб. в 1991г. и 14260 млн. руб. в 1998г.) вызван развитие новых видов связи: Интернет, сотовые телефоны, пейджинговая сеть и т. д., т. е. внедрение новейших технологий.
Рост же торговли и общественного питания (с 3,1 млрд. руб. в 1991г.
до 10187 млн. руб. в 1998г.) вызван тем, что спад производства и рост
безработицы породили «челноков» (хотя в 1997 и 1998гг. прирост составил
всего 918 и1882 млн. руб. соответственно из-за перенасыщения рынка).
Некоторые же предприняли вполне удачные попытки по открытию ресторанов,
кафе и т. д. Только в Самаре за последние несколько лет количество рынков,
торговых центров и общепитов выросло в 2-3 раза (и они продолжают
открываться).
Увеличение инвестиций в сельское хозяйство, хотя и с некоторыми
колебаниями в 1996-1997гг., произошел из-за возможности приобретения земли
в частную собственность (инвестиции в 1998г. составили 12178 млн. руб.).
Сейчас одни пытаются начать собственное фермерское дело, причем, довольно
успешно внося вклад в валовой сбор урожая, а другие занимаются садово-
дачным, подсобным хозяйством. И тот, и другой виды деятельности связаны с
попыткой людей выжить в условиях инфляции и кризиса.
Бум жилищного строительства, достигший инвестирования в 1996г. 76473 млрд. руб. и давший надежду на экономический рост, был подорван удорожанием строительных работ, вызванное ростом цен на стройматериалы, используемые в индивидуальном строительстве. Это резко сбило прирост инвестиций до –3104 млн. руб. в 1998г. Цены поднялись вследствие повышения транспортных тарифов и снабженческо-сбытовой наценки.
Хотя рост инвестиций в транспорт и достиг 62317 млрд. руб. в 1997г., но уже в 1996г. наметилось уменьшение, прирост составил всего 15335 млрд. руб. , в 1995г. 11614 млрд. руб. и –7068 млн. руб. в 1998г. Такое уменьшение неудивительно, так как цены на энергоносители выросли в 2-3 раза.
4. Технологическая структура. (таблица 4, график 9)
Увеличение финансирования строительно-монтажных работ было закономерностью, связанной с переориентацией инвестиций на строительство объектов непроизводственного назначения. Их доля возросла в общем объеме капвложений в 1995г. до 44 %. Но рост цен на данные работы, как и на строительство в целом, и увеличение транспортных расходов обусловили тенденцию к сокращению. Скачок цен последовал за бумом появления небольших подрядных организаций. В основном это маломощные, узкоспециализированные фирмы, арендующие по случаю технику и приобретающие материалы у посредников, которые затрудняют адаптацию строительных работ (и строительства) к удовлетворению спроса в рамках формируемой рыночной среды.
Некоторый рост и удержание финансирования капитальных работ и затрат на уровне 13-19 % в 1996-1997гг. происходит в основном за счет того, что муниципальные и частные строительные организации расширяют свою сферу деятельности в сторону капитального и текущего ремонта жилого фонда, городских сетей инженерных коммуникаций.
Спад инвестиций в сборку, инструмент, инвентарь связан со спадом производства, а так же государственные организации остались без централизованного финансирования. Из-за уменьшения оборотных средств предприятия перестали приобретать как инструмент, так и инвентарь, а так же технику, которая требует некоторой сборки. Начиная с 1995г. стал наблюдаться некоторый подъем, многие предприятия предпочли перепрофилироваться, что и потребовало увеличения инвестиций.
5. По источникам финансирования. (таблица 5, графики 10 и 11)
Рост доли собственных средств предприятий до 60% в 1997г. вызвано
сокращением финансирования государством. Прежде всего это вызвано бюджетным
дефицитом. Хотя его параметры и не являются катастрофичными сами по себе,
но они велики для страны, находящейся в продолжающемся семь лет кризисе при
40% сокращении ВНП. Что, собственно говоря, и обусловило спад бюджетного и
федерального инвестирования с 21,8 % в 1995г. до 19,2% в 1998г. и с 10,1 %
до 6,6 % соответственно. Организации вынуждены все больше средств
направлять в оборот, что обусловило снижений накоплений (13% в 1997-1998
гг.), которые можно было бы направить на обновление основных фондов.
Финансирование субъектами РФ и местное финансирование, колеблющееся в
приделах 10-12%, в значительной степени поддерживает деятельность
предприятий. Это хорошо видно на политики администрации Самарской области.
По настоянию К. Титова 10% от всех собираемых налогов, которые сначала
направлялись в Москву , потом шли обратно, теперь сразу остаются в регионе,
что позволяет использовать их наиболее эффективно.
Изменения, произошедшие в ходе реформ.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,
гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Но такой либерализм привел несколько иному эффекту.
В первые годы реформ, в расчетах на монетаризм, из инвестиционных потоков во многом были исключены ресурсы государства (включая заказы, контракты, договора, целевые программы), вытеснены или заморожены инвестиционные ресурсы населения (из-за снижения доходов, оплаты труда, роста безработицы, обесценения денег (сбережений)), ограничены возможности малого бизнеса.
Следствием снижения инвестиций стало падение производственных вложений, устаревание и потеря потенциала технологий и оборудования:
. моральный и физический износ;
. отсутствие внедрения новейших технологий;
. структурные изменения производства.
Фактически в российской экономике действует несколько инвестиционных режимов. Инвестиционные планы и возможности экспортных отраслей зависят от колебания мировых цен. Отрасли, владеющие значительным научным потенциалом, практически потеряли государственный рынок и зависят от доступа на внешние. При еще большем сжатии таких отраслей инвестиции могут перейти в потребительские отрасли. То есть Россия становится на классический путь накопления от потребительских отраслей к отраслям более высокой степени обработки.
В настоящее время значительная доля собственных средств предприятия
(амортизация и прибыль) является основным источником инвестиций. Но такое
финансирование является критическим на убыточных предприятиях.
Поэтому инвестиционный бум в промышленности, где значительная часть
производства убыточна, является трудноразрешимой задачей, а в России –
«официальной мечтой»
Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в экономике России.
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось не достаточно внимания (и мы увидели к чему это привело), однако, уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной
инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в
нужном направлении. И последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в
изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются
структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля,
снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции
и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста
инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск не возврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
В мировой практике существует два основных направления для
изменения структуры экономики:
1. ориентация на экспорт;
2. развитие импортозамещающих отраслей.
Для того, чтобы в каком направлении должна измениться структура российской экономики, необходимо сделать небольшой анализ сложившейся ситуации.
После распада СССР Россия ушла с освоенных рынков стран СЭВ и ряда других развивающихся стран и переориентировалась на капиталистические страны, где выше конкуренция и требования продукции.
Из-за не конкурентоспособности нашей продукции Россия стала все больше превращаться в топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это в свою очередь привело к истощению недр, износу (моральному и физическому) основных фондов, приближение внутренних цен к мировым (при российских доходах) или их превышение.
Увеличение экспорта нефти и газа произошло из-за сокращения потребления энергоресурсов в стране. Но это имеет свои пределы:
- исчерпание богатых месторождений;
- при возможно росте производства – увеличение спроса на энергоносители.
Таким образом, можно сказать, что для России предпочтительны как первый, так и второй варианты изменения структуры экономики:
1. ориентация на экспорт возможна только при вывозе готовой продукции
(технологически и конкурентоспособной);
2. развитие импортозамещающих отраслей при использовании собственного сырья (без лишних трат на импортирование).