2. Классификация государственных займов
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со
сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные
(от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования
временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в
этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает
казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии
казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии — 60
дней, Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где
казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах
для привлечения средств на более длительный период используются
казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В
Италии они выпускаются со сроком погашения 2—3 года, в США — от 1 до 10
лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с
помощью облигаций.
5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные.
Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например,
определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти.
Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или
данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают
беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому
инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 — 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:
1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и
частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы
долга по срокам погашения, выделяются три варианта: займ погашается равными частями в течение определенного срока,
например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США,
ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; возрастающими далями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во
второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл.
Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с
подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или
объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно
набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн.
долл., во второй — на 3 млн. долл. и т.д. Такая система предпочтительна,
когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
3. Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны .
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности
оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на
Министерство финансов и Центральный Банк.
4. Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором
состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит
дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в
ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг
России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов
страны.
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге
Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются
долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими
лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и
общегосударственный долг, который включает задолженность не только
Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в
состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы,
находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства
Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных
правительством, государственных займов или других долговых обязательств,
гарантированных Правительством.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и
вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет
ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных
образований Российской Федерации, если они не были гарантированы
Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных
и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска
определяются самостоятельно на местах.