Сущность гос. кредита
p> В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным
Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"[1].

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны[2], так и на международной арене.

В соответствии с Законом "О государственных внешних заимствованиях
Российской Федерации"..., к ним относятся привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг.

Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ.

5. Российская Федерация как гарант

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.

• Традиционно государство гарантирует вклады населения в
Сберегательном банке. В Законе "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 февраля
1995 г., еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

• Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производятся путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.

• В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с
Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской
Федерации" от 5 декабря 1993 г. государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г.
"О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством
РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно- ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.

• Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в
РФ" от 4 апреля 1996 г. Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.

Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов
РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.

6. Российская Федерация как кредитор

Внутренние ссуды. В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации—юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента
РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г.

Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы — Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств- участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 140 млрд. долл (по курсу Госбанка
СССР тех лет 1 долл. равнялся 0,67 руб.). Долги стран СНГ Российской
Федерации составляют 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты, переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет процентов.

7. Займы территорий

В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г., исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ.
Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.

Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) — 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) — 21%.

По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы: инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры); социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем); бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).

Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были администрация города и АО "ГАЗ". Случаи дополнительного обеспечения займов гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ
Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.

Объем эмиссии. Максимальный объем — 2,1 трлн. руб[3]. выпустило правительство Санкт-Петербурга, минимальный — 50 млн. руб. — администрация
Пушкинского района Московской области.

Литература

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Л. А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.

Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: 1997.
2. Финансы. Финансовые политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Глущенко В.В. – НПЦ “Крылья”,

1998.
3. Основы финансового менеджмента. И.Т. Балабанов – М., 1998.
-----------------------
[1] Принят Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобрен Советом
Федерации 17 декабря 1994 г.

[2] Детально рассмотреть вопрос о внутренних заимствованиях сегодня представляется невозможным. Существовавшая ранее система рухнула в августе
1998г., в настоящее время не определено, каким образом государство будет выплачивать долги по ГКО, ОФЗ.
[3] В неденоминированных рублях.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать