Сущность и виды лизинга
1.Сущность лизинга и его основные формы
1.1. Сущность лизинга
1.1.1.Определение лизинга
Лизинг является взаимным соглашением, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом, в обмен на платежи, оговоренные соглашением. То есть, лизингодатель сдает в аренду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет ему пользоваться им, и заключает договор с получателем лизинга об оплате стоимости товара в течение более длительного времени, соответственно начисляя проценты за предоставленную услугу.
Многие предприятия в настоящий момент не имееют возможности осуществить модернизацию, так как это требует вложения значительных денежных средств. Много хороших проектов не реализовано только потому, что в распоряжении не имеется ликвидного залога для получения займа. В таких и многих других случаях, лизинг или аренда является альтернативным источником финансирования.
Для заключения сделки лизинга нет необходимости иметь сразу большую сумму денег. Главным условием является финансовая стабильность клиента в будущем. С каждым годом услуги, предлагаемые клиентам лизинговыми компаниями становятся все разнообразнее.
Таким образом, лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;
лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.
Субъектами лизинга являются:
лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.
Лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и на основе приобретённого права на его использование даёт возможность получать прибыль.
Лизинг относится к наиболее распространённому виду деятельности, масштабы его ежегодно возрастают. Это объясняется, прежде всего, тем, что в условиях быстрого развития новых видов технологий, смены её поколений использование потенциальных возможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базу производства, систематически осуществлять инвестиции.
1.1.2. Функции лизинга
Из многочисленных функций лизинга основными являются четыре:
финансовая, производственная, снабженческая и налоговая.
Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, НТП. При полном лизинге передача имущества может сопровождаться широким сервисом: техобслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.
Функция сбыта — это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта. Вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или другое имущество.
Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:
а) взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;
б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;
в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.
1.2.История развития лизинга
Идея лизинга не нова. Первые сделки похожие на лизинг в мире зарегистрированы около 4000 лет назад, но они имели мало общего со сделками лизинга в современном понимании. По мнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”, написанном около 350 г. до н.э. Сущность того, что сегодня называется лизингом, Аристотелем сводится к виду деятельности когда для получения дохода совсем не обязательно иметь имущество в собственности, достаточно иметь право его использовать и извлекать прибыль. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговой деятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другим экономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он может получить его для использования у лизингодателя (собственника), а в результате эксплуатации имущества получить соответствующий доход. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в Иституциях Юстиана.
Позже, в Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. 1еasе - сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Конструкция лизинга (как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру из США. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использовании возникает немало трудностей.
Термин лизинг произошёл от английского глагола «to lease», что означает «нанимать», «брать в аренду». В английском юридическом языке словом «leasing» обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды. Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире.
В отдельных национальных законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениям лизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводится понятие «договор найма-финансирования» и «сдача в аренду».
В начале CIC в. в Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончании срока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.
Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.
В США, как и в Англии, лизинг начал развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцом американского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том, что эта форма таит в себе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшей американской лизинговой компании «United States Leasing Corp.».
Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.