Сущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской ...

    а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);

    б) затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);

    в) ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;

    г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина – в странах ЕС).

Со своей стороны, Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки предотвратить либерализацию с непредсказуемыми  последствиями предпринимались с самого начала реформ.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.  




5. Присоединение к ГАТТ/ВТО и интересы России


Лишь с началом экономических преобразований в нашей стране стал вопрос о необходимости ее постепенного сближения с ГАТТ.

В мае 1990 года бывший Советский Союз получил статус наблюдателя в ГАТТ, и в 1992 году этут статус перешел к Российской Федерации. В июле 1993 года в ходе встречи Президента РФ Б.Н. Ельцина с тогдашним Генеральным директором ГАТТ   А. Дупнелем ему было передано официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного члена. В соответствии с существующей процедурой в марте 1994 года в ГАТТ был направлен Меморандум о внешнетогровом режиме РФ и в мае 1995 года ответы на вопросы стран-членов ВТО, заданные по Меморандуму. В связи с образованием Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла решение о присоединеннии к ВТО , о чем в декабре 1994 мы официально уведомили секретариат ГАТТ.

Присоединяясь к ВТО, мы исходим из того , что это выгодно как для России, так и для стран, членов этой организации. Для полноправного участия в деятельности ВТО России потребуется внести необходимые изменения в национальное законодательство, регулирующее сферы, которые входят в компетенцию ВТО. В ходе реформ уже разработано, в том числе с привлечение международной экспертизы, и принята целая серия законодательных и подзаконодательных актов, базирующихся на фундаментальных принципах ГАТТ/ВТО. К моменту присоединения российское законодательство должно быть гармонизировано соответующими положениями ВТО.

Переговорный процесс продолжается уже не­сколько лет. Причем если на пер­воначальном этапе основное вни­мание уделялось рассмотрению экономической политики и внеш­неторгового режима России с точ­ки зрения их соответствия нор­мам и правилам ВТО, то сейчас начинаются переговоры по конк­ретным условиям доступа ино­странных товаров и услуг на рос­сийский рынок.

Рос­сия, возможно, станет полноправ­ным членом Всемирной торговой организации, в которую сейчас входят 130 стран-членов и еще 30 ведут переговоры о вступлении. Уже две страны: Латвия и Киргизия на территории постсоветского пространства вступили в эту оргранизацию.

 Однако наша страна присоединит­ся к ВТО не любой ценой, а только на выгодных для нее ус­ловиях.

Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов, в час­тности в области урегулирования торговых споров. Россия также рассчитывает, что будут созданы более благоприятные, равноправ­ные для всех условия для доступа российских товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена запла­тить открытием своего внутренне­го рынка. В этих условиях чрез­вычайно важно выработать комп­лекс мер, направленных на защи­ту отечественного производителя. При этом должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

Следует отметить, что в насто­ящее время практически нет ни одной сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены этой организации - США и ЕС не вы­двигали бы требований к россий­ской стороне. Речь, в частности, идет о снижении тарифных ста­вок ввозных таможенных пошлин, расширении доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок, сокращении субсидирова­ния отдельных отраслей, в пер­вую очередь сельского хозяйства. Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России уп­рощения норм и процедур, свя­занных с техническими барьерами в торговле, санитарными норма­ми. Об этом, в частности, заявил директор генеральной дирек­ции по внешним экономическим связям Комиссии ЕС Э.Жуан Жан. Он обратил внимание на то, что для вступления в ВТО Россия должна будет сформиро­вать либерализованный рынок за счет принятия на себя рыночных обязательств. Однако Россия не может одномоментно либерализо­вать свой рынок и открыть его сразу для всех зарубежных това­ров и услуг в силу незащищенно­сти ряда секторов национальной  промышленности перед лицом  качественной импортной продукции: По словам министра МВЭС РФ Г. Габуния, Россия будет отстаивать право на постепен­ное открытие своего рынка в течение определенного периода, который может продлиться 6-7 лет

Было заявлено о неправомерности свя­зывать вопрос присоединения Рос­сии к ВТО с признанием ее ста­туса как страны с рыночной эко­номикой. Россию следует считать страной с рыночной экономикой на основании того набора показа­телей, которые приняты в мире. Поэтому при вступлении нашей страны в ВТО этот вопрос не должен быть доминирующим.

Присоединение России к ВТО при­ведет к переменам в российской экономике, в жизни каждой ком­пании,   в   функционировании практически каждого рынка това­ров или услуг. Изменится не только правовая среда, но и ин­струменты регулирования рынка и конкуренции - ставки пошлин, база налогообложения, возможно­сти государственной поддержки, сохранения или приобретения мо­нопольных   или  эксклюзивных прав, принципы лицензирования предпринимательской деятельно­сти, правила перевода капиталов и платежей.

Вместе с тем у российских предпринимателей появятся но­вые возможности   влияния на ре­шения правительства РФ, тор­говых партнеров и их админист­ративную практику, нарушаю­щую интересы компании и обя­зательства ВТО. Законодатели смогут действовать только в пре­делах норм ВТО.

6. Курская область. Перспективы развития экономики и внешнеэкономических отношений.


Россия – обладатель 20% всех мировых разведанных запасов полезных ископаемых. Весомая их доля – на курской территории. Уникальность ее в том, что здесь – почти все полезные ископаемые которыми богата Россия. Плюс к тому: развитая промышленность, плодородный чернозем, благоприятные для жизнедеятельности природно-климатические условия. В сочетании с выгодным геополитическим расположением все это создает необходимые предпосылки для успешной реализации различных проектов.

Однако рыночная реальность – сурова. Чтобы вписаться в нее с расчетом на процветание надобно ясно видеть не только привлекательное, но и еще и давление сдерживающих обстоятельств. Курская область, как большинство регионов России, на протяжении последних восьми десятков лет была заложницей различных реформаторских замыслов. Наша область пострадала от этого не больше других. За последнии полтора-два десятка лет госбюджет не осуществил каких-либо весомых финансовых вливаний в Курскую область. Справедливости ради нельзя сказать, что исключения составили отдельные предприятия оборонного комплекса, кожевенный завод и завод «Химволокно». Это для них в конце 80-х годов было закуплено современное дорогостоящее импортное оборудование. В рамках такой стратегии достаточно индустриальная область развивалась как аграрная. Материальной опорой экономики области стали , в первую очередь, богатства курских недр.

Областная Администрация совместно с руководством банка «Российский кредит» навела порядок на «Михайловском» ГОКе, расположенном в зоне всемирной известной «Курской магнитной аномалии» (КМА). Запасы тут таковы, что при годовом уровне добычи железной руды порядка 40 млн. тонн его можно эксплуатировать в течение 300 лет. Учитывая, что кроме «Михайловского» ГОКа на территории Курской области раведанно еще восемь месторождений железной руды, этих запасов хватит для того чтобы обеспечить потребности промышленности многих стран мира.

В июне-июле 1997 года были получены результаты, подтверждающие наличие в Курской области значительных запасов рудного золота и платины. Учитывая , Курская область расположена в Центрально-Черноземном районе России, разработка месторождений драгоценных металлов  и металлов платиноидной группы потребует значительно меньше инвестиций чем разработка рудного золота в районах Крайнего Севера России.

Курские запасы железа и драгметаллов дополняют еще более 90 месторождений другого минерального сырья. Оно может быть использовано в строительной инфустрии при производстве минеральных удобрений для сельского хозяйства, а также в медицинских и лечебно-профилактических целях.

Создание в Курской области ряда предприятий строительной индустрии по производству современных строительных материалов с использованием местной сырьевой базы должно представлять большой интерес для многих западных компаний, производящих такие материалы и поставляющих их на российский рынок. С другой стороны, пременение в сельском хозяйстве нашей области минеральных удобрений, произведенных с использованием местной сырьевой базы, позволит значительно увеличить рентабельность производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки. Во всем этом, как представляется очевидным, можно разглядеть не мало инвестиционно привлекательных элементов.

Промышленный потенциал области достаточно разнообразен и высок. Он представлен предприятиями таких отраслей, как текстильная и легкая промышленность, станкостроение, приборостоение, машиностроение, химия и нефтехимия, горнорудная промышленность, а так же предприятиями оборонного комплекса. Продукция этих предприятий высокого качества, известна далеко за пределами России. И пользуется спросом на различных рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать