После 10 лет отчаянной борьбы с нелегалами силовики признали, что не могут противостоять беспределу. Ювелиры уже перестали на них оглядываться и работали открыто. Незаконный оборот драгоценных металлов вписался в естественный образ жизни селян так же, как отвратительная по качеству вода, ужасные дороги и унылый поселковый пейзаж.
В этой обстановке в борьбу с подпольным ювелирным бизнесом включилась налоговая полиция. После тщательной подготовки и проведения комплекса оперативных мероприятий в июле 2001 года началась операция «Золотое кольцо». Свою цель полицейские сформулировали предельно просто — убедить подпольщиков выйти из тени и легализировать свои мастерские. Для ее реализации было решено вести работу сразу в двух направлениях: пресекать деятельность нелегалов и проводить разъяснительные встречи с ювелирами.
Уже на первом этапе операции сотрудникам управления федеральной службы налоговой полиции по Костромской области удалось выявить восемь нелегально работающих крупных мастерских. Было возбуждено шесть уголовных дел, изъято более 2 кг золота и 4 кг серебра в полуфабрикатах, слитках и других валютных ценностях. Весь драгоценный металл пошел в Гохран, а в бюджеты всех уровней возвратилось несколько тысяч рублей.
Как говорили сами полицейские, они не рассчитывали только на «драконовские» методы работы, почему и пытались предотвратить преступление профилактическими мерами. Беседовали с людьми, выступали на телевидении, убеждали ювелиров перейти на легальное положение и не рисковать здоровьем и имуществом. Ведь рано или поздно к ним в дверь обязательно постучат, и хорошо, если не бандиты, а полицейские.
По мнению стражей казны, причины роста нелегального ювелирного бизнеса крылись в отсутствии элементарной налоговой культуры и сложившейся в области социально-экономической ситуации.
Чтобы открыть свою мастерскую, соответствующую всем требованиям закона, экологии, противопожарной безопасности, установленным инструкциям и стандартам, требуются крупные деньги. Не меньшие средства необходимы и для получения обязательных сертификатов, лицензий и прочих разрешающих бумаг. А ведь еще нужно приобрести инструмент, верстаки, оборудование, металл, наконец.
По самым скромным подсчетам, хождения по инстанциям займут несколько месяцев, понадобятся серьезные вложения, которых у начинающего ювелира просто нет. Вот и идет он проторенной дорожкой в подполье, рассчитывая подзаработать начальный капитал, а потом, может, и легализироваться. Результат: теневая экономика получает еще одну рабочую лошадку, криминальная казна — донора, а государство проигрывает по всем статьям.
Кстати о статьях. Ювелиры, решившие сколотить капитал в тени, подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: 191 — за незаконный оборот драгоценных металлов, 198, 199 — за неуплату налогов, 181 — за фальшивое клеймение ювелирных изделий.
Соблазн быстрого обогащения так силен, что на скользкую дорожку нелегального предпринимательства встают даже те, кто хорошо знает Уголовный кодекс и то, что он сулит преступникам. В том же 2001 году полицейские нашли мастерскую, владельцами которой оказались студенты юридического факультета одного из ВУЗов. Кроме всего прочего, горе-ювелиры теперь получат клеймо нарушителей закона и вряд ли смогут сделать юридическую карьеру.
Как воровали нефтедоллары
Россия – страна особая. У нас любят обиженных, убогих и заключенных. То же происходит сегодня с Михаилом Ходорковским. Даже простые люди, которые не любят богатых, засомневались: а может, и впрямь ни в чем не виноват, раз уж власть за него взялась. Только об одном стали забывать – за что же, собственно, арестовали Ходорковского.
А арестовали за то, что подконтрольные ему структуры недоплатили в бюджет страны 150 миллиардов рублей. Руководители “ЮКОСа” активно пользовались офшорными зонами и компаниями. Схема была простая: “ЮКОС” и “МЕНАТЕП” раздробили свои доли, пытаясь представить дело так, будто все их многочисленные предприятия независимы. Так удавалось недоплачивать в бюджет огромные деньги. Для экспорта нефти использовались подставные структуры, а активы через многочисленные офшоры уводились в западные банки.
Схема «ЮКОС» ухода от налога
Еще в 2002 году журналисты попытались отыскать Закрытое территориальное образование “Мордовия”. Это предприятие, как значилось в документах “ЮКОСа”, располагалось в здании республиканской администрации. Однако в Саранске не удалось найти даже следов фирмы. Между тем на балансе фирмы-невидимки числилось 40 миллиардов рублей, а никому не известная компания “Фаргойл” ежедневно продавала здесь на сумму 3 миллиона долларов. Позже выяснилось, что “Фаргойл” принадлежит дочерним компаниям “ЮКОСа” - “Самаранефтегазу”, “Томскнефти” и “Юганскнефти”. Говоря проще, “ЮКОС” продавал нефть сам себе. С этой же целью в Мордовии было зарегистрировано еще несколько компаний - “Юпитер”, “Сатурн”, “Венера” и другие.
Когда нефть через Феодосию, Одессу и другие порты уходила на Кипр, в Италию и Турцию, в дело вступала аналогичная схема. Например, на Кипре была зарегистрирована компания “Руттенхор холдинг лимитед”, которая покупала нефть у “ЮКОСа” по цене 40 долларов за тонну, а продавала по мировым ценам – на 100 долларов больше. Разница от сделок оседала на счетах печально известного “Bank of New York”. В итоге государство не получало денег даже за ту нефть, которая продавалась по смехотворно низким ценам. Поскольку данная схема позволяла не платить налоги нигде. Примечательно, что сразу после ареста Ходорковского “Руттенхор холдинг лимитед”, как и многие другие оффшорные фирмы, куда-то исчезла.
Нефть по цене воды
Схемы с подставными компаниями-пустышками использовались достаточно широко. Примечательна история бывшей сотрудницы “ЮКОСа” Елены Колонк-Поповой, которая по сей день скрывается во Франции от своих недавних руководителей. В интервью газете “Файнэншл мейл” Елена рассказала, что за период с 1995 по 2000 год через её руки прошли 800 миллионов фунтов стерлингов. По заданию бывшего финансового директора “ЮКОСа” Алексея Голубовича она открыла в Швейцарии, Панаме, Люксембурге, на Сейшельских, Багамских и Виргинских островах 30 подставных компаний-пустышек, на которые Голубович (который, кстати, сейчас находится в бегах) и переводил деньги. Все эти финансовые операции проходили через крупнейший британский банк “Barclays”, лондонское отделение банка “JP Morgan Chase” и другие банковские структуры, которые закрывали глаза на нарушение закона.
Благодаря вышеуказанным схемам акционеры “ЮКОСа” не платили налогов за продажу российской нефти за рубеж. Однако есть еще один налог, который сильно не нравился руководству самой прозрачной нефтяной компании, - налог на добычу нефти. И здесь был найден простой и циничный выход. Как следует из документов, в один прекрасный день нефтяные вышки “ЮКОСа” стали извлекать из скважин не нефть, а “скважинную жидкость”, в которой помимо нефти еще содержалась вода и некоторые другие ингредиенты. Фокус в том, что при такой формулировке рассчитать налоговую базу без вмешательства прокуратуры невозможно. Благодаря этой уловке “ЮКОС” недоплачивал государству 90% рентных платежей.
История, произошедшая с “ЮКОСом”, очень напоминает скандал с американским газовым концерном “ЭНРОН”, причинившим огромный ущерб экономике США. “ЭНРОН”, как и “ЮКОС”, претендовали на ключевую роль в стране, содержал лоббистов, оплачивал предвыборные кампании известных политиков, подкупал чиновников. По решению суда за использование мошеннических схем при ведении финансовой отчетности в тюрьму было посажено все руководство “ЭНРОНа”. Однако при этом в американской прессе не было ни одного упоминания о том, что это дело политическое. Неплохо бы и нашим излишне ретивым защитникам “ЮКОСа” научиться отделять общественный интерес от банального преступления.
Налоговая преступность — зеркало теневого бизнеса
Если вопрос о тактике борьбы с такими преступлениями, как наркобизнес, торговля оружием и т.п. не стоит — тут нужна жесткая бескомпромиссность всех правоохранительных органов с применением всего комплекса карательных мер — то дело с двойной финансово-хозяйственной деятельностью обстоит несколько сложнее. Основная трудность здесь заключается в том, что сама эта деятельность, предмет предпринимательства или хозяйствования, и получаемый от нее доход — общественно полезны. И любой удар по такой деятельности — это прежде всего удар по трудовому коллективу и по общественно-полезному производству. Поэтому тактика борьбы с подобными преступлениями иная. Она напрямую зависит от сферы хозяйствования и способов сокрытия доходов и налогов. В основном на борьбе с подобными преступлениями и специализируется налоговая полиция.
Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и субъекты Российской Федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой — денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.
Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в России стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, «двойная бухгалтерия», когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду — все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы. Неиссякаемый источник теневых денег — ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления отчетных балансов в государственную налоговую инспекцию.
Большую подпитку теневой бизнес получает, например, от производства фальсифицированной алкогольной продукции. Ежегодные проверки торговых предприятий показывают, что рынок буквально наводнен фальсифицированными водочными изделиями. Их реализация даже по заниженным ценам обеспечивает производителям очень высокую прибыль, направляемую на укрепление теневой экономики. Одним из источников появления фальсифицированной водки является ее подпольное производство из спирта, произведенного из непищевого сырья, имеющего соответственно меньшую себестоимость. Многие предприятия, торгующие ликероводочной продукцией, либо вообще не регистрируют свою деятельность, либо не отчитываются в государственной налоговой инспекции.
Выявить и пресечь налоговые нарушения и преступления в сфере операций с алкогольной продукцией, совершаемые преступными группировками, удается лишь оперативным путем в основном на стадии оптовой реализации. Причем это требует высокой профессиональной подготовки, существенных материальных затрат и времени. Однако, несмотря на это, сотрудники налоговой полиции успешно выявляют и пресекают подпольные производства фальсифицированной водки. Во многом благодаря их деятельности получилось добиться того, что государство ужесточило контроль за производством и реализацией спиртовой продукции.
Криминальные структуры, воротилы теневого бизнеса пытаются выводить из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются для нужд самих преступных группировок, расширения влияния на все сферы нашей жизни.
Ежегодно налоговая полиция выявляет сотни юридических лиц, незарегистрированных в налоговых органах. Денежный оборот некоторых из них достигает миллиардных сумм. Фактически каждый рубль, поступающий в казну в результате мер, предпринимаемых налоговой полицией, изымается в принудительном порядке.
В то же время, несмотря на общественно опасный характер налоговых преступлений, имеющиеся на сегодняшний день уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство не обеспечивают реализацию принципа неотвратимости наказания за сокрытие доходов от налогообложения. В нынешних условиях устанавливается щадящий режим ответственности к крупным мошенникам и расхитителям. С точки зрения угрозы жизненно важным экономическим интересам государства такой подход законодателей к правовому обеспечению экономической безопасности вызывает недоумение. Во всех развитых странах уклонение от уплаты налогов наказывается с особой суровостью. Тем более жестко должно наказываться это преступление у нас, когда в стране продолжается вывоз капитала за границу в огромных размерах.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней «бороться», а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой — вводить «тень» в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: «Мы тебя будем давить, а ты выживай, как хочешь». Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Литература
1) Костромской информационный портал, 31 октября 2001 г.
2) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?» («Экономика и жизнь», №24 июнь 1996).
3) Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика» (РЭЖ №4 1996,стр.14).
4) Информационный аналитический центр, 1999.
[1]) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?» («Экономика и жизнь», №24 июнь 1996)
[2]) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?» («Экономика и жизнь» №24 июнь 1996).
[3]) Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика» (РЭЖ №4 1996,стр.14)
[4]) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?» («Экономика и жизнь» №24 июнь 1996).
[5]) Информационный аналитический центр, 1999.
[6] Костромской информационный портал. 31 октября 2001 г.