Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков: если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние; данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно- финансовую независимость.
Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.
Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями
являются наличие развитого финансового рынка, степень интегрированности с
мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных
активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не
менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли
на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность
платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов
для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные
рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые
государства, а затем и развивающиеся.
Однако ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках
стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это
вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как
структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных
режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих
предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и
плавающих курсов.
Валютная интервенция. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.
Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной
страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести
европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с
помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных
границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с
выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной
системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды.
Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на
межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация
может быть конфиденциальной.
Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.
Валютные ограничения. Ими являются меры и правила, которые установлены
государством в законодательном или административном порядке. Условием
применения является хронический и крупный дефицит платежных балансов для
сбалансированности внешних платежей и поступлений. Разновидностей валютных
ограничений существует много - от определенных пределов до 100% требований
продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу.
Применение может получить и практика лицензирования продажи иностранной
валюты импортерам, а также формы запретов на ввоз или вывоз валютных
ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права
физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости
регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и
кредитов в ряде стран устанавливаются определенные ограничения. Некоторые
страны обязуют заемщика депонировать часть иностранных кредитов на
специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения
этих кредитов транжируется диапазон депозитов.
Девальвация и ревальвация валют. Многие страны, развивая международные экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют, обесценение которых не существенно, реально повышаются; валюты, обесценение которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко снижаются. В такой ситуации созревает необходимость корректирующих операций в отношении валютного курса, т.е. девальвировать или ревальвировать.
Глава VI. Валютная политика отдельных стран
Валютная политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Так, один из этапов реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского песо наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса.
С точки зрения овладения методами валютной политики, интерес
представляют для нас стратегические и тактические подходы политики
Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное
осуществление антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы
финансирования правительство вынуждено было сделать из-за нехватки
ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в
1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние
долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж
поглощал 33% экспортных доходов страны. В 1986 году в целях преодоления
инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица
и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение
страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен.
Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени
обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как
снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить
свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста
производства. Валютная реформа упразднила официальный фиксированный курс и
политику минидевальвации. В конечном счете была создана конкурентоспособная
экономика, позволившая новой Бразилии войти в мир как жизнеспособный
субъект международных отношений и получившая название "бразильское чудо".
Валютная политика развитых стран. Признание Вашингтоном в 1971 году
запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его
непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство
постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй
этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил
Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового,
платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х
годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали
неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою
валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с
собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах
между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное,
платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными
валютами.
Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены
от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного
международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства
на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс
сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он
повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта
стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период
США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало
кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты
Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов
инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая
ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году
отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных
бумаг.
Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.