Влияние государства на рыночную экономику

МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций. Система антимонопольного регулирования включает также и меры административно-организационного воздействия. Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. В качестве субъектов выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, производство и сбыт алкогольной продукции и др.

В России система антимонопольного регулирования формируется в условиях, когда устойчивые рыночные связи находятся в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики. Неразвитость рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного регулирования. [3, с.114 – 120]

1.4   Пути повышения эффективности государственного регулирования

Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.

Государственное регулирование – это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.

При разработке экономической политики необходимо четко определить желаемый результат политического решения, ожидаемый совокупный эффект. Следует выяснить, насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены.

Для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, какие цели регулирующий орган стремится достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией. Определение конфигураций целевой функции представляет собой сложный многогранный процесс, связанный с разработкой политических стратегий.

Особенно важно для регулирования переходной экономики – формирование целевой функции на основе предпочтений, то есть выделяя задачи первостепенной важности.

Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.

Для разработки эффективной экономической политики необходимо иметь представление не только о степени воздействия различных инструментов на цель, но и их быстродействии. Инструменты государственного регулирования оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.

Можно говорить о системе, состоящей из внутренних и внешних лагов.

Внутренний лаг - это промежуток времени между возникновени­ем экономической проблемы и принятием ответных мер экономи­ческой политики. Он возникает в связи с тем, что для осознания самой проблемы необходимо время, зависящее от состояния эконо­мической науки, ее роли в принятии решений по государственному регулированию, компетентности тех, кто вырабатывает эти реше­ния.

К внутренним лагам можно отнести промежуток времени, необ­ходимый для принятия решения об использовании тех или иных регу­лирующих механизмов, а также период, отделяющий момент поста­новки (изменения) цели от момента изменения инструментов. К внутренним лагам можно отнести и время, необходимое для реа­лизации конкретных действий государственными службами, ответствен­ными за осуществление того или иного решения.

Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда приняты е меры начнут давать результаты. Он возникает в связи с тем, что инструменты экономической полити­ки не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости. Величина внешнего лага зависит от структуры механизма, соединя­ющего цель государственного регулирования и инструмент, степени его инертности.

Если обратится к лаговой структуре, то становится понятным причины частого запаздывания с принятием назревших макроэкономических решений, что характерно для переходной экономики.

При формировании макроэкономичес­кой политики необходимо учитывать так называемый эффект мульти­пликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных ме­ханизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене. Эффект мультипликатора демонстрирует взаимосвязь и взаимовлия­ние всех структурных элементов объекта регулирования. Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государ­ственного регулирования экономики. Много­численные исследования фактора времени применительно к мульти­пликаторам показали, что возможны различные варианты распреде­ления во времени мощности мультипликатора. Иногда мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за сравнительно небольшое вре­мя, и значение цели быстро становится таким, каким его хотели видеть политики.

Мультипликативный эффект государственного регулирования отличается в кратко- и долгосрочном периодах. Инструменты эко ческой политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении.

Достижение запланированных правительством значений целей может потребовать поочередного использования денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых, а также от приоритетности целей.

Практика государственного регулирования в развитых странах показывает, что манипулирование налогами, государственными расходами, резервной нормой и тому подобное следует отнести к сравнительно грубым методам. Государственное регулирование в динамично развиваю среде, когда одновременно появляются разные явные и неявные места, предполагает формирование особых (тонких) механизмов которые повысили бы чувствительность к изменениям (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер. [2, с.48 – 56]


2         Роль государства в рыночной экономике (на примере бюджетного

регулирования экономики страны)

В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.


Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования


Новый тип бюджета проявляется и в характере предоставления за счет бюджетных расходов общественных благ всем членам общества. Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и правопорядка, обороны). Поэтому налоги определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Расходы, необходимые для государства и выполнения им функ­ций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрас­тает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего фи­нансового регулирования социально-экономического развития.

Механизм финансового регулирования - это совокупность ме­тодов, инструментов, финансовых технологий и правил, по­средством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денеж­ных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйст­вующих субъектов для достижения целей, определенных соци­ально-экономической политикой государства.

Данный механизм в современной российской экономике вклю­чает в себя следующие основные «блоки»:

1. Определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Пре­зидента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации;

2. Взаимо­действие с Международным валютным фондом и реализация со­гласованной финансовой программы (ежегодные «Заявления» Правительства и Центрального банка об экономической и финан­совой политике);

3. Управление параметрами денежной и кредит­ной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кре­дитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;

4. Законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о фе­деральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Фе­дерации и органов местного самоуправления);

5. Регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законода­тельством, включая практику ежегодного внесения изменений и др.

В механизме финансового регулирования весьма существен­ны настройка и регулирование финансовых параметров и меха­низмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенци­ал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, денежная масса и ставка процента). Важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне ми­кроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответст­венности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.

Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление уси­лий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики опре­деляется долгосрочными задачами модернизации социально-­экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкрет­но формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны. [1, c.273 – 274]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать