МАП осуществляет государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций. Система антимонопольного регулирования включает также и меры административно-организационного воздействия. Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. В качестве субъектов выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности, производство и сбыт алкогольной продукции и др.
В России система антимонопольного регулирования формируется в условиях, когда устойчивые рыночные связи находятся в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики. Неразвитость рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного регулирования. [3, с.114 – 120]
1.4 Пути повышения эффективности государственного регулирования
Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.
Государственное регулирование – это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.
При разработке экономической политики необходимо четко определить желаемый результат политического решения, ожидаемый совокупный эффект. Следует выяснить, насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены.
Для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, какие цели регулирующий орган стремится достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией. Определение конфигураций целевой функции представляет собой сложный многогранный процесс, связанный с разработкой политических стратегий.
Особенно важно для регулирования переходной экономики – формирование целевой функции на основе предпочтений, то есть выделяя задачи первостепенной важности.
Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.
Для разработки эффективной экономической политики необходимо иметь представление не только о степени воздействия различных инструментов на цель, но и их быстродействии. Инструменты государственного регулирования оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.
Можно говорить о системе, состоящей из внутренних и внешних лагов.
Внутренний лаг - это промежуток времени между возникновением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики. Он возникает в связи с тем, что для осознания самой проблемы необходимо время, зависящее от состояния экономической науки, ее роли в принятии решений по государственному регулированию, компетентности тех, кто вырабатывает эти решения.
К внутренним лагам можно отнести промежуток времени, необходимый для принятия решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов, а также период, отделяющий момент постановки (изменения) цели от момента изменения инструментов. К внутренним лагам можно отнести и время, необходимое для реализации конкретных действий государственными службами, ответственными за осуществление того или иного решения.
Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда приняты е меры начнут давать результаты. Он возникает в связи с тем, что инструменты экономической политики не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости. Величина внешнего лага зависит от структуры механизма, соединяющего цель государственного регулирования и инструмент, степени его инертности.
Если обратится к лаговой структуре, то становится понятным причины частого запаздывания с принятием назревших макроэкономических решений, что характерно для переходной экономики.
При формировании макроэкономической политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене. Эффект мультипликатора демонстрирует взаимосвязь и взаимовлияние всех структурных элементов объекта регулирования. Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государственного регулирования экономики. Многочисленные исследования фактора времени применительно к мультипликаторам показали, что возможны различные варианты распределения во времени мощности мультипликатора. Иногда мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за сравнительно небольшое время, и значение цели быстро становится таким, каким его хотели видеть политики.
Мультипликативный эффект государственного регулирования отличается в кратко- и долгосрочном периодах. Инструменты эко ческой политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении.
Достижение запланированных правительством значений целей может потребовать поочередного использования денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых, а также от приоритетности целей.
Практика государственного регулирования в развитых странах показывает, что манипулирование налогами, государственными расходами, резервной нормой и тому подобное следует отнести к сравнительно грубым методам. Государственное регулирование в динамично развиваю среде, когда одновременно появляются разные явные и неявные места, предполагает формирование особых (тонких) механизмов которые повысили бы чувствительность к изменениям (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер. [2, с.48 – 56]
2 Роль государства в рыночной экономике (на примере бюджетного
регулирования экономики страны)
В рыночной экономике государственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инструментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.
Стратегия бюджетной политики и бюджетного регулирования
Новый тип бюджета проявляется и в характере предоставления за счет бюджетных расходов общественных благ всем членам общества. Государство взимает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность удовлетворять совместные потребности (услуги здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, науки, управления, охраны и правопорядка, обороны). Поэтому налоги определяются объемом и потребностью в общественных товарах и услугах, наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.
Расходы, необходимые для государства и выполнения им функций, должны обеспечивать социально ориентированный характер экономики (перераспределение ресурсов для обеспечения целей социальной справедливости и социальной безопасности). Возрастает регулирующая роль бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а также в системе общего финансового регулирования социально-экономического развития.
Механизм финансового регулирования - это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредством которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.
Данный механизм в современной российской экономике включает в себя следующие основные «блоки»:
1. Определение общего курса финансовой и экономической политики в Посланиях Президента Российской Федерации, среднесрочных и долгосрочных программах Правительства Российской Федерации;
2. Взаимодействие с Международным валютным фондом и реализация согласованной финансовой программы (ежегодные «Заявления» Правительства и Центрального банка об экономической и финансовой политике);
3. Управление параметрами денежной и кредитной политики в их взаимосвязи с финансовыми параметрами, что предусматривается «Основными направлениями денежно-кредитной политики», утверждаемыми Государственной Думой;
4. Законодательное формирование бюджетных и внебюджетных фондов и их использование (ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете, о внебюджетных фондах и соответствующие законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления);
5. Регулирование финансовых потоков налоговой системой и налоговым законодательством, включая практику ежегодного внесения изменений и др.
В механизме финансового регулирования весьма существенны настройка и регулирование финансовых параметров и механизмов на макроэкономическом уровне (бюджетный потенциал и налогооблагаемая база, бюджетные расходы и бюджетный дефицит, финансовая эффективность госсобственности, денежная масса и ставка процента). Важно также использование инструментов государственного регулирования финансового положения и финансовых потоков на уровне микроэкономики, а также контроль, учет и обеспечение ответственности управленческих звеньев и кадров в рамках законов, регулирующих деятельность корпораций, малого бизнеса.
Стратегия бюджетной политики представляет концентрированное направление усилий и ресурсов государства для достижения среднесрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития. В современных условиях стратегия бюджетной политики определяется долгосрочными задачами модернизации социально-экономической системы страны. Бюджетная стратегия конкретно формулируется в общих и бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию страны. [1, c.273 – 274]