Внешнеэкономическая деятельность Мордовии

Внешнеэкономическая деятельность Мордовии

смотреть на рефераты похожие на "Внешнеэкономическая деятельность Мордовии"

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЁВА


Факультет экономический

РЕФЕРАТ

по макроэкономике

Внешнеэкономическая деятельность Мордовии

Выполнил: студент 3 курса

экономического факультета

305 гр., специальность

«Финансы и кредит»

Муромцев А.В.

Проверила: Мишина О.В.

Саранск 2001

ВВЕДЕНИЕ

Республика Мордовия – сравнительно небольшой субъект Российской
Федерации. По территории (26,2 тыс. кв. км) и численности населения (950 тыс. чел.) она находится в последнем десятке российских регионов, однако плотность населения (34,5 чел. на 1 кв. км) здесь одна их самых высоких в
России. Мордовия – республика многонациональная (основные этносы: русские, мордва—эрзя и мокша, татары). Конфликтов на национальной почве нет.

Республика расположена в основании треугольника Москва – Нижний
Новгород – Самара, наиболее экономически развитых регионов и самых крупных индустриальных центров страны. С ними она связана железнодорожным, автомобильным и воздушным сообщением. Кроме того, республика имеет железнодорожные выходы к западным, северо-западным, северо-восточным, восточным и южным регионам РФ. На ее территории находятся две железнодорожные развязки (узлы).

Развитие производительных сил Республики Мордовия сдерживается рядом факторов. Во-первых, напряженностью топливно-энергетического баланса, высокой зависимостью от завоза топлива и получения электроэнергии со стороны (по топливу – 90%, по электроэнергии – 65%). Во-вторых, ее крупная многоотраслевая промышленность, в первую очередь отрасли машиностроения
(электротехника, светотехника, приборостроение, производство экскаваторов и автосамосвалов, литья и т.д.), а также химической промышленности
(резинотехника), формировалась и развивалась, ориентируясь на всесоюзный и российские рынки поставки сырья (металла, пластмасс и т.д.) и сбыта продукции, на кооперацию в рамках единого народно-хозяйственного комплекса страны, и полностью зависела от его состояния. В-третьих, республика исторически была крупным производителем сельскохозяйственной продукции, ее возможности в аграрной сфере и ранее (когда численность населения достигала
1,4 млн. чел.), и в годы, предшествовавшие реформе (конец 80-х – начало 90- х гг.), по производству превышали нужды местного потребления, ряд видов сельскохозяйственной продукции вывозился за пределы республики.

За десятилетия, предшествовавшие реформе, в Республике Мордовия был создан уникальный научно-технический и кадровый потенциал, способный решать задачи на самом высоком уровне (и по важнейшим направлениям современной науки и техники). В настоящее время он оказался невостребованным.

В Программе Правительства Российской Федерации (“Реформы и развитие российской экономики в 1995 – 1997 гг.”) республика была отнесена к числу проблемных регионов, которые выделялись в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении общегосударственных социально-экономических задач.

1. Экспертная оценка общего рейтинга республики Мордовия в составе

социально-экономического пространства Российской Федерации

В современной ситуации Мордовия может быть одновременно отнесена к трем типам проблемных регионов: отстающим, депрессивным и кризисным (хотя и в разной степени). По такому важнейшему показателю, как уровень жизни (доходы на душу населения и, особенно, по средней заработной плате), республика, несомненно, является отстающей (так было и ранее, на нынешнем этапе разрыв продолжает увеличиваться). По уровню доходов населения Мордовия находится среди отстающих регионов России и Волго-Вятского экономического района. По уровню реальной заработной платы она стоит на 73-м месте в России и на последнем (5-м) в экономическом районе (отставая от средне российского и средне районного показателей соответственно на 41 и 18%). По величине прожиточного минимума республика находится, соответственно, на 29-м и 2-м местах. В целом по достигнутому уровню социально-экономического развития республика занимает 69-е место в Российской Федерации и 4-е — в районе (по уровню социального развития соответственно 72-е и 4-е места).

По глубине кризиса и спаду производства Мордовия относится к числу депрессивных и кризисных регионов. В 1996 г. среднедушевые объемы промышленного производства были на 49,2 % ниже средне российского значения
(52-е место) и на 31,4 % ниже средней величины данного показателя по Волго-
Вятскому району (4-е место). По состоянию сельского хозяйства Мордовия, даже с учетом значительного спада, сумела сохранить в основном свои позиции и в России, и в экономическом районе.

Признаки кризиса и депрессивности, наблюдаемые во всех сферах жизнедеятельности, вызваны преимущественно известными всем “внешними” причинами, не зависящими от республики.

Следует заметить, что за годы экономической реформы различия в уровне социально-экономического развития между отдельными субъектами Российской
Федерации существенно возросли. Если в 1990 г. среднедушевое производство промышленной продукции в Республике Мордовия отставало от соответствующего показателя наиболее развитых регионов примерно в 1,3 раза, то в 1995 г. – уже в 4,5 раза, т.е. разрыв увеличился более чем в 3 раза. Таким образом, оценивая состояние экономики Мордовии, особенно промышленности (республика была индустриально-аграрной, теперь считается аграрной), следует ориентироваться на точки наибольшей депрессии. Поэтому оценка депрессивности территории только с позиций спада производства или сокращения количества рабочих мест в условиях нынешнего общего кризиса уже недостаточна.

Власти Республики Мордовия, после нескольких лет политического противостояния субъекта Федерации и федерального центра, в последнее время наладили деловые и партнерские отношения в рамках Конституции РФ (договор о разграничении полномочий не заключался). Республика последовательно выступает за единство Российской Федерации, против сепаратистских тенденций.

В республике сохраняются существенные различия в уровне социально- экономического развития Западной зоны (Примокшанье), и Восточной зоны
(Присурье) Сложившиеся диспропорции, усугубленные экономическим кризисом, связаны с неравномерным размещением промышленности, особенно крупной, гипертрофированными масштабами ее развития и концентрацией в Восточной зоне. В ней находятся города Саранск и Рузаевка, а также п.г.т. Чамзинка
(Комсомольская промышленная зона), к которой примыкают Ромодановский,
Атяшевский и Тургеневский (Ардатовский район) промышленные узлы.

На долю Восточной зоны в 1990 г. приходилось 81,5% всей производимой в республике промышленной продукции, а в 1995 г. — 91,7%. Даже без учета городов республиканского подчинения (Саранск и Рузаевка — в Восточной зоне и Ковылкино — в Западной), соотношение между сельскими районами по уровню развития в них промышленности (долям в выпуске продукции) составляет 13,8% и 8,0% (1995 г.). При этом следует учесть, что кризис (спад промышленного производства) поразил Западную зону сильнее, чем Восточную.

В свое время возникновение и развитие крупной промышленности влекло за собой (хотя и не в такой же степени: в силу остаточного принципа финансирования) формирование и развитие социально-бытовой и социально- культурной инфраструктуры. В Западной зоне, кроме Ковылкинского,
Торбеевского, отчасти Инсарского и Краснослободского промышленных узлов, индустрия не получила какого-либо значимого развития, что не могло не сказаться на состоянии социальной сферы административных районов этой зоны, в том числе райцентров, а также трех из четырех имеющихся в республике исторических малых городов (Инсар, Краснослободск, Темников). Социальная инфраструктура на селе в последние годы находится на грани выживания.

Тяжелая обстановка сложилась в ряде районов Западной зоны, где есть явно депрессивные и кризисные районы. Атюрьевский, Зубово-Полянский,
Темниковский районы практически по всем показателям на 10—20% уступают как среднереспубликанскому, так и среднезональному уровню. По отдельным показателям эти и другие районы зоны достигли критической точки, в частности, по безработице — Инсарский (8,1%), Зубово-Полянский (6,1%),
Ковылкинский (6,7%); по доходам на душу населения — Атюрьевский, Зубово-
Полянский, Темниковский, Теньгушевский; по спаду промышленного производства
— Зубово-Полянский, Темниковский, Инсарский и Торбеевский районы. Очевидно, ряд районов Западной зоны республики следует отнести к кризисным, нуждающимся в государственной поддержке.

2. Финансовые ресурсы региона

Развитие производственного потенциала Республики Мордовия всецело связано с состоянием основных фондов предприятий. Доминирующей тенденцией является сокращение их реальной стоимости.

Изменения в распределении основных фондов по отраслям экономики и формам собственности происходят в условиях кризиса экономики, тяжелые последствия которого особенно видны в сельском хозяйстве. Отрасли же с малыми объемами основных средств, например, связь, более гибки и даже имеют возможность для наращивания основных фондов. В то же время прослеживается убывание доли государственной собственности в производственном обороте и, наоборот, устойчиво положение частной собственности и перспективно развитие предприятий со смешанной собственностью.

Для цикла воспроизводства основных фондов на современном этапе характерно преобладание их выбытия над их обновлением, одновременно коэффициенты обновления и выбытия остаются низкими, что означает старение и изнашивание оборудования. При этом следует учитывать, что часть оборудования, срок износа которого еще не наступил, не отвечает современным производственным требованиям, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию.

Процесс воспроизводства основных фондов не соответствует долгосрочным тенденциям и требованиям научно-технической политики. При высоком общем коэффициенте износа основных фондов (св. 37%) коэффициент их обновления лишь на немногих предприятиях превышает 3%, что является недостаточным и не способствует выводу предприятий из кризиса, а лишь фиксирует их положение на грани деградации промышленного потенциала. Предприятия республики достигли того предела, за которым откладывание обновления основных фондов угрожает их дальнейшему существованию.

Потребность в бюджетных ресурсах определялась по трем крупным направлениям: на создание условий функционирования и развития социально-культурной сферы;

финансирование приоритетных направлений развития экономики Мордовии; осуществление инвестиционных проектов.

Основными источниками консолидированного бюджета республики являются налоговые сборы и федеральный трансферт. Естественно, что базой наращивания налоговых сборов может быть, прежде всего, развивающееся производство.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать