Всемирная Торговая Организация

Гораздо большая организованность в процессе подготовки к ВТО требуется и от объединений российского бизнеса. Пока они выступают здесь разрозненно, тем снижая в глазах власти авторитетность их мнений. Поэтому назрело создание объединенного Консультативного совета российского бизнеса по проблемам ВТО. Торгово-промышленная палата России призывает отраслевые и функциональные объединения деловых кругов совместно с ТПП создать такой совет, который непосредственно взаимодействовал бы в своей работе с Правительственной комиссией России по ВТО и российской переговорной делегацией по всем обозначенным выше вопросам.

1Реалистично нужно воспринимать и "переговорные надежды", связанные с получением Россией в ВТО статуса страны с рыночной экономикой (ибо антидемпинговые санкции, против которых мы протестуем, вполне могут налагаться на российский экспорт и по "рыночным" правилам). Не следует переоценивать и наше влияние на выработку в ВТО торгово-политических решений (Россия будет в ВТО одной из 150 стран-членов, явно уступающей по влиятельности доминирующим там США, ЕС и Японии).

Проблемы   и   перспективы   развития   валютно-кредитного сотрудничества после вступления России в ВТО

Заключение в 1999 г. многостороннего соглашения между странами-членами ВТО о дальнейшей либерализации рынка финансовых услуг, оформленного Пятым протоколом к ГАТС, поставило Россию в сложное положение. В переговорах по данному документу Россия не участвовала, и специальных условий для страны в нем не предусмотрено.

Основные проблемы, возникающие перед Россией в связи с вступлением в будущем в ВТО, обусловлены факторами правового и экономического характера.

Прежде всего, необходимо отметить недостаточную законодательную базу в России, основывающуюся на общепринятых международных стандартах. Связано это с тем, что в одних секторах после разрушения централизованной системы регулирования экономики полноценный рынок еще не успел сформироваться,  а  в  других  -  отсутствует  конкурентная  среда, благоприятствующая росту объема и повышению качества предоставляемых услуг, в том числе вследствие слабого присутствия иностранных инвесторов. На рынке финансовых услуг России сложилась ситуация, в которой регулирование доступа на рынок порой осуществляется на основе субъективных, а не объективных критериев.

Важными позитивными факторами, содействующими привлечению иностранных капиталов, являются: предсказуемость экономической среды, наличие системы гарантий сохранности капиталовложений и репатриации прибыли, использование международных правил валютного регулирования. Обязательства России при присоединении к ВТО, видимо, должны распространяться на все указанные сферы.

В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что доминирующей реакцией на недавний финансовый кризис в странах Азии со стороны западных банков является стремление к сохранности вложений по сравнению с доходностью.  Раньше  других  такое  поведение  продемонстрировали швейцарские, английские и испанские банки: первый по величине в Европе "Объединенный швейцарский банк", "Креди Свисс", группа "Саломон", испанский банк "Сантандер" и др.

Наиболее вероятно, что иностранные банки массированно начнут приходить на российский рынок лишь после стабилизации экономического и политического положения в стране, а также после принятия ряда защищающих их интересы законодательных актов. Одним из таких актов является новый Федеральный Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который Государственная Дума приняла в 1999 г. Этот закон является основополагающим в сфере международного сотрудничества и направлен на увеличение притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России.

Другая проблема заключается в допуске иностранных банков в приемлемом для России объеме и требуемых формах.

В последнее время активизировалась законотворческая деятельность и в этом направлении, в частности, по линии защиты интересов российских продавцов финансовых услуг, а также их клиентов. Например, 10 июня 1999 г. Советом Федерации одобрен принятый Государственной Думой Закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Он регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и других финансовых услуг. Закон предусматривает запрет действий финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, которые затрудняют доступ на него другим финансовым организациям или оказывают негативное влияние на общие условия предоставления услуг. По закону, федеральный антимонопольный орган принимает решения по согласованию с федеральными органами, регулирующими деятельность каждого конкретного сегмента финансового рынка (в частности, на рынке банковских услуг - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Новые законы защищают российские финансовые компании на случай чрезмерного усиления позиций иностранных компаний, в том числе при принятии Россией обязательств в рамках ВТО по допуску последних на внутренний рынок финансовых услуг.

После августовского кризиса 1998 г. еще более очевидной стала необходимость присоединения России к финансовым документам в рамках ВТО с точки зрения улучшения конъюнктуры на российском рынке капитала и банковских услуг, а также облегчения выхода российских банков на мировой рынок финансовых услуг. Во время кризиса российский бизнес потерял значительные капиталы, что сократило возможности интенсивного развития экономики. Существуют оценки, что с 1 августа 1998 г. по 1 марта 1999 г. совокупный капитал российских банков уменьшился почти на 60%. Поэтому России становится особенно необходимо частично пересмотреть действующие ограничения. Характерно, что председатель Банка России В.В. Геращенко неоднократно заявлял, что российское правительство будет приветствовать приход иностранных банков на российский рынок.

При решении этой проблемы важно соблюсти баланс интересов поставщиков и потребителей финансовых услуг и предусмотреть одновременно с либерализацией допуска иностранных банков и меры защиты национальных банков. Зарубежная практика, особенно в развивающихся странах, как показано в приложении, выработала многочисленные и многообразные такие меры.

Допуск иностранцев к операциям с физическими лицами на определенных условиях может оказаться фактором, способствующим укреплению доверия населения к банковской системе. Эта мера, кроме того, положительно скажется на ассортименте предлагаемых услуг и на динамике процентных ставок.

Проблема участия иностранного капитала на российском рынке страхования заключается в том, чтобы обеспечить отечественным компаниям, значительно уступающим западным конкурентам по капиталу, масштабу и ассортименту операций, условия для ускоренного развития. В противном случае можно, подобно либерализации в Венгрии, лишиться национального страхования (и доходов от этой отрасли).

Одним из магистральных путей повышения конкурентоспособности российских коммерческих банков и страховых обществ на пути присоединения России к ВТО представляется поощрение процесса их слияний и поглощений с тем, чтобы повысить степень капитализации банковской и страховой систем и ликвидировать нежизнеспособные компании. Это позволило бы российским учреждениям на следующем этапе, возможно, через пять-семь лет конкурировать  с  иностранными  и  на рынке  финансовых услуг, предоставляемых частным лицам.

В краткосрочной перспективе, как считают банковские эксперты, можно ожидать некоторого притока иностранных капиталов в сектор торговли финансовыми услугами в России, прежде всего, в связи с существующей задолженностью   российских   банков  перед   зарубежными.   Наличие задолженности может способствовать вложению средств иностранных банкиров в акции российских банков на суммы, сравнимые с объемом задолженности (общий ее объем по 30 наиболее крупным российским банкам превышает 70 млрд. руб., а в целом составляет порядка 3,5 млрд. долл.). Однако иностранные банки заинтересованы пока в приобретении акций русских банков, чтобы использовать их как способ возвращения кредитов, предоставленных этим банкам.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что основной тактической задачей России в ходе проводимых переговоров о присоединении к ВТО должно стать достижение договоренности с торговыми партнерами о соразмерной с возможностями и поэтапной либерализации национального рынка финансовых, в том числе банковских, услуг.

Классификатор услуг ВТО (отрывок)

          7

ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ


         А

Услуги по страхованию

812

а

Страхование жизни, от несчастных случаев и здоровья людей

8121

b

Страхование, кроме страхования жизни

8129

с

Услуги по перестрахованию и ретроцессии

81299

d

Вспомогательные услуги по страхованию (в т.ч. брокерские и  агентские, по оценке убытков, консультационные, актуариев и т.д.)

8140

         В

Банковские и другие финансовые услуги (кроме страхования)


а

Прием депозитов и прочих возвратных средств от населения

81115

b

Кредитование всех видов, в т.ч. факторинг, потребительские и залоговые кредиты, финансирование коммерческих операций

8113

с

Финансовый лизинг

8112

d

Все виды перевода платежей и перевода денег

81339

е

Гарантии и обязательства

81199

f

Торговля за свой счет или за счет клиентов: инструментами (чеки, векселя, опционы, фьючерсы и т.д.), валютой, активами, ценными бумагами, драг.мет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать