Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития

Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается  совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Экономический словарь трактует бизнес как  ини­циа­тив­ную, эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность, осу­ще­ст­в­ляе­мую за счет соб­ст­вен­ных или за­ем­ных средств на свой риск и под свою от­вет­ст­вен­ность, ста­вя­щую глав­ны­ми це­ля­ми по­лу­че­ние при­бы­ли и раз­ви­тие соб­ст­вен­но­го де­ла [Экономический словарь. - М., 1996. - С. 33].

Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции  деятельности основной его целью является получение прибыли.

По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы,  призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.

В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.

Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:

·        осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);

·        управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;

·        поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

·        деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;

·        связи с общественностью - осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации

Современные исследователи [Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007] выделяют инновационную,   модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:

·        полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;

·        поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;

·        поддержки  инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.

Волгин Н.А. и  Егорова В.К. считают, что социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму [Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) - М., 2002]:

1.                      Разработка общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам);

2.                      Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;

3.                      Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;

4.                      Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;

5.                      Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;

6.                      Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников, охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;

7.                      Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;

8.                      Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;

9.                      Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;

10.                  Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;

11.                  Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.

Таким образом, бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:

·                   Экономическая  - развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;

·                   Инновационная  – бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.

·                   Политическая   - бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества.

·                   Лидерская  – в определенном смысле  деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.

·                   Социальная  – бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.

·                   Этическая (нравственная)   - этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Еще одним субъектом исследуемых отношений является власть. Под властью, в нашем исследовании, понимается структура, наделенная, во-первых, публичными функциями, что с экономической точки зрения означает выполнение обязанностей гаранта «правил игры» и производителя общественных благ; во-вторых, правом на принятие обязательных для других субъектов хозяйствования решений и легальными полномочиями по контролю за их исполнением.

Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.

Рассмотрим сущность феномена власти  и государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.

А. Бунич [Бунич А. Российское правительство должно вернуться в российскую экономику // Политком.ру Информационный сайт политических комментариев] выделяет 8 функций государства в экономике:

Первая функция - дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его – и музыка тотчас превратится в какофонию.

Вторая функция связана со способностью государства служить локомотивом для инвестиций. Таковую способность обосновал Дж. Кейнс  - самый выдающийся экономист XX века. Эти идеи легли в основу «Нового курса» американского президента Ф.  Рузвельта. Кейнсианство около  семидесяти лет являлось базовым трендом западной  экономической теории. Однако в России были, оно не было востребовано. В фаворе были теории гораздо менее значительного Милтона Фридмана, отца-основателя монетаризма.

А между тем идея мультипликатора Дж. Кейнса может оказаться весьма полезной для российской экономики. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает некую большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате получают импульс к развитию соответствующие отрасли. Но в этих отраслях тоже есть работники, которые в свою очередь получают зарплату и также увеличивают спрос. Таким образом, закручивается огромная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать