Ø действующие муниципальные учреждения, которые возьмутся на имеющейся у них материально-технической базе расширить спектр предоставляемых услуг, реализовать новые проекты.
Одним из результатов такой политики в социальной сфере станет появление некоммерческих организаций, специально созданных для выполнения узких задач, связанных с обслуживанием населения. Поддержка структурными подразделениями администрации таких организаций станет еще одним шагом к расширению базы исполнителей социального заказа, а следовательно, и к увеличению числа горожан, принимающих непосредственное участие в решении городских проблем. Одновременно увеличение числа исполнителей будет содействовать росту здоровой конкуренции в социальной сфере.
Таким образом, сочетание социального заказа с традиционными методами управления в социальной сфере позволит не просто наиболее эффективно использовать бюджетные средства. Социальный заказ может стать универсальной управленческой схемой, позволяющей перейти от прямого управления процессами в городской социальной сфере к управлению посредством определения приоритетов и распоряжения бюджетными средствами
Говоря о реализации государственных и муниципальных социальных программ и о размещении на их основе «социального заказа», нужно учитывать существование двух существенно отличающихся друг от друга организационно-финансовых механизмов.
Первый механизм - это формирование и размещение заказа на выполнение услуг (реализацию мер, проведение мероприятий), перечень, содержание и объемы которых могут быть четко определены исходя из целей соответствующей программы. Органы государственной власти или местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение программы, знают, что требуется сделать, формулируют это в виде заказа и размещают его на конкурсной основе. Такой механизм наиболее уместен для решения задач по оказанию «неотложной социальной помощи», реализации прав граждан на получение бесплатного образования и медицинской помощи и других, где задачи социальной политики могут быть сформулированы в виде однозначных требований к способам их решения.
Второй механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно, какие меры лучше осуществить для их достижения. Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизировать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно заниматься. Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были.
Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения. Отобранные проекты включаются как составные части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.
Первый из этих двух разных организационно-финансовых механизмов будем называть механизмом размещения заказа на выполнение социальных услуг, или механизмом социального заказа в узком смысле слова.
Второй - механизмом поддержки проектов и программ.
Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики обязательства государства по обеспечению социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг [Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М.: «СИГНАЛЪ», 1997. - 176 с.].
Эффективность социального заказа имеет несколько составляющих [Социальный заказ по-пермски // сайт Пермского регионального правозащитного центра]:
Финансовая эффективность: в результате реализации проектов - победителей кроме вложенных в их выполнение бюджетных средств могут быть привлечены дополнительно собственные средства (финансовых или материальных);
Социально-экономическая: самосоздание временных и эластичных оплачиваемых рабочих мест для исполнителей проектов; повышение уровня доходов работников бюджетной сферы;
Культурно-этический эффект: в рамках проектов решаются задачи культурно-просветительского характера, привлечение в активную жизнедеятельность различных групп населения.
Таким образом, социальный заказ - это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа - с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе.
2.2. Корпоративная отчетность как фактор формирования доверия общества к бизнесу
Основой социальной стабильности государства является тесное сотрудничество государства и гражданского общества в выработке и осуществлении государственной социальной политики во всей ее полноте. Предпосылкой такого сотрудничества является опора на социально ответственный бизнес. Именно соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности, информационной прозрачности компаний позволит говорить о бизнес-сообществе как о надежном и серьезном партнере государства в решении задач социальной политики, улучшении социального самочувствия населения.
В настоящее время социальный поворот ощущается в целом по нашей стране. Президент России В.В.Путин в ежегодном Послании, адресованном Федеральному собранию Российской Федерации, подчеркнул необходимость скорейшего решения социальных проблем. В качестве приоритета в социальном развитии страны поставлена задача преодоления бедности. В этих целях Правительство Российской Федерации предметно работает по следующим направлениям:
Ø обеспечение роста денежных доходов населения на основе повышения заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;
Ø улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы;
Ø усиление адресности социальной поддержки уязвимых и малоимущих групп населения;
Ø создание условий для эффективной занятости населения;
Ø здание условий для повышения качества и обеспечения максимальной доступности социальных услуг, предоставляемых населению.
В обществе формируется общее понимание, что социальная политика должна быть абсолютно прозрачной для граждан. Прошло время, когда стратегии и программы разрабатывались за закрытыми дверями. В этой связи открытая отчетность не ограничивается только областью благотворительности и социального партнерства. Не менее актуальными для общества являются и информирование потребителей, и маркетинговая политика, и политика компании в области медицинского и социального обеспечения сотрудников, экологическая безопасность, экономический блок, который помимо чисто бухгалтерской, включает, например, информацию о заработанных платах и премиях, производительности труда, создании рабочих мест, расходах на научные исследования и техническое развитие, затратах на обучение и другие формы вложения в человеческие ресурсы, блок, содержащий, например, сведения о безопасности производства, условиях труда, здоровье персонала, текучести кадров, соблюдении трудового права и прав человека.
То, что бизнес говорит о социальной ответственности, свидетельствует о высоком качестве сегодня самого бизнеса, потому что мы прекрасно понимаем, что огромная проблема сегодня в стране – это вопросы бедности. Очень много проблем сегодня социальных, и когда они еще не решены, то говорить о социальной ответственности бизнеса очень важно. Прежде всего, это говорит о самом бизнесе, о высоком уровне профессионализма бизнеса.
Директор агентства «Консультанты по устойчивому развитию» из Великобритании Вернон Дженнингс.
За последние 12 лет все больше компаний в мире на добровольной основе готовят и публикуют отчеты о своей деятельности. Сначала компании готовили отчеты по вопросам экологии, защиты окружающей среды, техники безопасности, здравоохранения. Затем они стали готовить отчеты о корпоративной и социальной ответственности, о том, что они делают социальные усилия. И в последнее время компании готовят интегрированные отчеты по всем вопросам, которые были перечислены выше.
Проследим этапы развития социальной отчетности на опыте работы ведущей международной фармацевтической компании «Novo Nordisk» - ведущим производителем инсулина и лекарств, для лечения диабета. Эта компания была одной из первых в мире, которая на добровольной основе стала публиковать и готовить свои социальные отчеты, и получила множество наград и призов в этой области.
1994 г. – публикация первого экологического отчета.
1998 г - публикация первого социального отчета.
2002 г. – публикация первого отчета по показателям устойчивого развития, который был верифицирован в соответствии со стандартом АА 1000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8