Все более широкое распространение получают такие организационные формы
МТО сельскохозяйственных предприятий,, как лизинг, дилерские фирмы, оптовые
рынки, машинно-технологические станции (МТС, пункты проката техники и
другие.
Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств производства инвестиционного назначения и более широкого как форма экономических отношений, предоставляющая собой совокупность финансово- кредитных, торговых, арендных и других операций. В основе лизинга лежат купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками лизинговой операции являются предприятие-изготовитель техники, лизинговая компания - лизингодатель, сельскохозяйственное предприятие – лизингополучатель. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются средствами из специального созданного лизингового фонда за счет госбюджета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении необходимой техники и других средств производства.
В комплексе мероприятий по улучшению обеспечения сельскохозяйственных предприятий и АПК в целом промышленной продукцией важное значение имеет создание системы оптовых рынков материально-технологических ресурсов, а также рынков разнообразных услуг, видов работ в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи при соответствующем регулировании со стороны государства.
Оптовый рынок – это организационная форма взаимодействия всех участников рынка: потребителей и изготовителей средств производства, агроснаба, других сервисных служб, органов управления АПК, банков, страховых компаний и др. Они формируют взаимовыгодные производственно- экономические отношения в процессе товарного обращения. [9]
Для сельскохозяйственного предприятия и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, большое значение может иметь развитие сети материально-технологических станций различных форм собственности.
Материально-технологическая станция (МТС) – это самостоятельное в
оперативно-хозяйственном и юридическом отношении предприятие, цель которого
- выполнение механизированных сельскохозяйственных работ, требующих
применения сложной и дорогостоящей техники, высокой квалификации и
специальных знаний работников. Для этого в МТС концентрируются необходимые
техника, оборудование, кадры механизаторов. При этом МТС могут оказывать
хозяйствам наряду с выполнением механизированных сельскохозяйственных работ
и другие виды услуг: аренда и прокат машин, их ремонт, переработка и сбыт
сельскохозяйственной продукции, транспортировка грузов, дорожное
строительство, телефонизация и др.
МТС и самостоятельные пункты проката техники (действующие в аналогичном порядке) можно рассматривать как инструменты компенсации дефицита материально-технического потенциала сельскохозяйственного производства, формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. [6]
Таким образом, организационные формы и каналы МТО сельскохозяйственных предприятий разнообразны. Поэтому в каждом конкретном случае требуется обоснованный подход к выбору подходящих вариантов с учетом их положительных сторон и недостатков.
Важное значение в эффективности функционирования агропромышленного производства имеют его инфраструктурные звенья, которые обслуживают процесс обращения сельскохозяйственной продукции и обеспечивают соединение процессов производства и потребления.
Соединение процессов производства, хранение, товарной доработки и промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко вовсе нецелесообразно по организационным причинам.
Традиционно хранилища сельскохозяйственной продукции строились преимущественно большой емкости и располагались, как правило, в местах потребления. Между тем отечественный и мировой опыт показывает, что лучшей сохранность продукции, сокращению и количественных и качественных потерь при транспортировке и хранении способствует максимальное приближение баз хранения к местам производства. Создавая материально-техническую базу хранения продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, нужно учитывать особенности хранения продукции, предназначенной для производственного использования и реализации. Для сохранения продукции, предназначенной для реализации, повышения ее качества и получения на этой основе большей выручки сельскохозяйственные предприятия проводят своими силами и средствами ее товарную обработку. При этом значительная часть продукции подвергается не только товарной доработке, но и промышленной переработке.
Н практике сложились два варианта организации переработки
сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, которые используются как
крупными сельскохозяйственными предприятиями, так и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Первый вариант –
сельскохозяйственные товаропроизводители поставляют сырье на
перерабатывающее предприятие на давальческих началах и получают от них
обусловленную договором долю готовой продукции.
Второй вариант – товаропроизводитель пытается самостоятельно или путем кооперации с другими предприятиями построить небольшой и сравнительно недорогой цех по переработке сырья и выйти с готовой продукцией на рынок.
Экономическая эффективность переработки определяется сопоставлением выручки от реализации переработанной продукции с выручкой, которая могла бы быть получена от реализации свежей продукции. Вместе с тем должно быть обеспечено наиболее полное и эффективное использование уже существующих производственных мощностей, приняты меры к увеличению объема и удешевлению переработки сырья на действующих перерабатывающих предприятиях, действующих, как правило, в форме закрытых акционерных обществ, в открытые акционерные общества, в числе акционеров которых будут производители сельскохозяйственной продукции. [9]
Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.[4]
Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы предполагают перемещение товара непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимый посредников. Косвенные каналы связи с использованием независимых посредников, в качестве которых могут выступать государственные организации потребительская кооперация, торговые и промышленные предприятия. [3]
Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях являются: продажа государству в федеральный и региональный фонды и свободная реализация по усмотрению предприятия.
Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и реализуются на предприятиях путем заключения государственных контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки, ее объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы (система цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции и т. п.), санкции.
К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи.
Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции остается на обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными предприятиями на договорной основе . [9] В договорах на поставку продукции указываются поставщики и покупатели, показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов и др. реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения обязательств, порядок возмещения убытков, оговорку о трудностях, арбитраж и др. сведения. При установлении отпускных цен указывается франко, т.е. за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщиков до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы несет поставщик и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны, а остальные расходы оплачивает покупатель. [15]
В случае реализации продукции посредством комиссионной торговли через потребительскую кооперацию заключается договор комиссии.
Необходимо отметить, что 100-процентное выполнение договорных обязательств является одним из важнейших оценочных показателей деятельности предприятия. Невыполнение договорных обязательств по причине ухудшения качества продукции, низкого уровня организации производства, квалификации рабочих приводит к невыполнению плана по производству и реализации продукции и отрицательно сказывается на всех показателях деятельности предприятия. [5]
Широкое распространение получила реализация продукции по прямым
хозяйственным договорам предприятиям торговли и общественного питания
(реализация продукции усложняется из-за взаимодействия
сельскохозяйственного предприятия одновременно с большим количеством
покупателей).
Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на колхозном рынке (выводит производителя на непосредственный контакт с потребителем).
Постоянным каналом сбыта на каждом предприятии является реализация в рамках данного сельскохозяйственного предприятия на общественное питание и для продажи работникам.
При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие факторы: возможный объем реализации, качество продукции, затраты на реализацию, складывающиеся на рынке цен, спрос на продукцию и степень его удовлетворения. Учитывают также наличие на сельскохозяйственном предприятии хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих возможность реализации продукции. [9]
Рационализации производственно-экономических связей и улучшению в связи с этим финансового положения хозяйства служит наряду с пересиленными ранее аспектами система гибкого и предприимчивого экономического управления, которая позволяет своевременно перестраиваться в связи с изменением влияния внешних и внутренних факторов на управляемый объект, оперативно и четко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, условия конкуренции и социальные явления.