Таким образом, в основе установления и развития производственно- экономических связей между различными хозяйствующими субъектами находятся все звенья, составляющие механизм хозяйствования в целом. Переход этих звеньев в более совершенное состояние позволит установить новые и развивать уже существующие производительно-экономические связи этих субъектов, переведя их на более высокий уровень взаимовыгодных партнерских отношений.
В деле совершенствования рыночного (хозяйственного) механизма весьма необходимым является государственное регулирование, которое в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране, реально может поддержать предприятия, организации с помощью экономических рычагов, их воздействия на результаты хозяйственной деятельности.
Проблемой предприятий АПК является финансирование капиталовложений на приобретение, строительство основных средств, финансирование пополнения запаса оборотных средств. В условиях недостатка или отсутствия собственных финансовых ресурсов предприятии используют государственную кредитную систему, вступая во взаимодействие с государством, бюджетными организациями.
При осуществлении кредитования из средств федерального бюджета выделяются средства краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве (АПП); долгосрочного кредитования запаса сельскохозяйственной продукции авансирование ее закупок для государственных нужд; лизинга в сфере АПП; предоставление кредитным кооперативам долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала. При том с организацией АПП взыскивается не более 25 % учетной ставки Центрального банка РФ. [6]
Направлением государственного регулирования можно считать установление особой системы расчетов с АПП. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся покупателями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с товаропроизводителями (поставщиками) производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию закреплено Федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.
Регулирование страхования в сфере АПП заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные производители за счет собственных средств уплачивает страховщикам 50 % страховых взносов, остальные 50 % уплачиваются страховщиками за счет средств Федерального бюджета.
Специфицеским направлением государственной поддержки в сфере АПП
является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере
АПП осуществляют юридические лица, уполномоченные Правительством РФ и
органами исполнительной власти субъектов РФ.
Ценовая политика государства осуществляется посредством применения
гарантированных цен (применяются в случае, если средние цены ниже
гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции
непосредственно государству или при осуществлении доплат в случаях,
предусмотренных Правительством РФ) и целевых цен (устанавливаются
Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию, покрытия расходов, вызванных
взиманием налогов и иных платежей, уплатой кредитов по кредитам).
Необходимо отметить, что сфера АПП всегда находилась в зоне самого пристального внимания разработчиков налоговых законов и других нормативных актов. Именно сельскохозяйственные товаропроизводители получили реальную поддержку в виде различных льгот и преимуществ (налог на добавленную стоимость; налрог на прибыль; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды; подоходный налог). Комплекс налоговых льгот призван обеспечить более выгодные по сравнению с другими отраслями промышленности условия для расширенного воспроизводства. [11]
2. Межхозяйственные связи СПК «Ингалинский» с другими предприятиями АПК.
Результаты их взаимодействия.
Установление производственно-экономических связей кА с государственными
органами, так и с различными смежниками (поставщиками, покупателями)
является необходимым условием при осуществлении хозяйством свой
предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений, когда
деятельность предприятий строится на принципах самоуправления и
самоокупаемости, на первое место выдвигаются взаимоотношения с поставщиками
ТМЦ и покупателями производимой сельскохозяйственной продукции с учетом
сложившихся на рынке спроса и предложения. При этом в ходе анализа
затрагиваются все стороны производственной и экономической деятельности
предприятия.
Согласно устава основным предметом деятельности СПК «Ингалинский» является производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Поэтому так важно правильно организовать ведение договорной работы с поставщиками и покупателями.
На протяжении последних 3-х лет основным поставщиками являются: ООО
«Омскдизельсервис» (запасные части), ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» (ИМ),
ОАО «Омская областная сельскохозяйственная техника» (поставка различных
материально-технических ресурсов), ТОО «Большеречье-Лада» (запасные части).
Необходимо отметить, что материально-техническая база в хозяйстве
практически не обновляется (в 2000 г. были впервые приобретены средства
вычислительной техники – компьютер с принтером, микро-ЭВМ на основе
заключенного договора с ООО «Автоматика-ИНЭКС»). Основные средства (здания,
машины и оборудование) подвергаются значительному износу и постепенно
списываются с баланса. Так, в 1999 г. выбыло 6 тракторных сенокосилок и
ничего не поступило; в 2000 г. было приобретено 3 зерновых сеялки и грабли
(ГП-14), но при этом выбыло 3 трактора (К-700); в 2001 г. не было
приобретено ничего и вновь было списано 4 трактора. В результате такого
положения, начиная с 2000 г. перед началом уборочной компании хозяйство
заключает договор о залоге с ЗАО «Павлоградсткая МТС», которое выступая в
роли залогодержателя обязуется оказать залогодателю (СПК «Ингалинский»)
услуги по уборке урожая текущего года. Общий размер залога определяется кА
сумма равная 20 % от суммы, полученной путем умножения общей площади,
подлежащей уборке, на урожайность (в 2001 г. она была заложена в договор на
уровне 20 ц./га) и на цену 1 т. зерна (в 2001 г. – 2500 руб.). Минимальный
размер залога определяется исходя из минимальной площади, подлежащей уборке
и минимального объема зерна. К данному договору составляется и
подписывается обеими сторонами дополнение, в котором указывается, что по
первому требованию исполнителя (ЗАО «Павлодарская МТС») должно быть
заключено дополнительное соглашение к договору о залоге или отдельный
договор о залоге, а также соглашение об уступке права требования. Расчет
заказчика (СПК «Ингалинский») с исполнителем на условиях «франко-нал» или
«франко-элеватор» производится с согласия исполнителя, при этом заказчик
возмещает исполнителю все транспортные расходы по доставке зерна до
линейного элеватора и услуги элеватора по приемке, сушке, переработке зерна
до базисных кондиций.
В большинстве случаев за приобретаемые материально-технических ресурсы
хозяйство рассчитывается сельскохозяйственной продукцией собственного
производства. СПК «Ингалинский» производит и реализует зерно, молоко, мясо.
З последние 3 года (1999-2001 г.г) товарность данных видов продукции в
среднем составила: зерна – 45 %, молока – 68 %, мяса – 98 % (см. приложение
Л). Данные о количестве произведенной и реализованной продукции берутся из
баланса продукции, который в виде отдельной таблицы предоставлен в годовой
отчете. Реализация продукции по различным каналам отражен в приложении Н.
Основным покупателем мяса (этот вид продукции имеет самый высокий
показатель товарности, т.к. не подлежит длительному хранению и реализуется
в течении одного производственно-финансового цикла.) является
Большереченский мясокомбинат, с которым заключаются договора займа. По
данному договору кредитор обязуется предоставить заемщику (СПК
«Ингалинский») заем, а последний обязуется использовать его по назначению и
возвратить в срок на ту же сумму путем сдачи мяса говядины и свинины.
Договора подобного рода заключаются и с частными предпринимателями,
например, с ИП Р. М. Муратовым, который уже 3 года является основным
заимодавцем рассматриваемого хозяйства. Определенная доля произведенного
мяса поступает в пункты общественного питания (столовая кооператива,
объекты социальной сферы) и выдается работникам кооператива в счет
заработной платы. Кроме того, мясо поставляется в государственные фонды
(муниципальный и региональный), хотя в 2001 г. туда не было поставлено ни
одного из ц. Основная причина заключается в нарушении централизованным
заказчиком договорных обязательств (полный или частичный отказ от
законтрактованной продукции, несвоевременная оплата). Поставка мяса в
государственные фонды осуществлялась на основе заключенного договора с
государственным предприятием «Омское продовольствие».
Примерно 90 % (в среднем) от общего количества реализованного молока поставляется в государственные фонды (см. приложение М). Контракт на закупку молока для государственных нужд заключается с ОСТО «Большереченский маслосыркомбинат» (государственный заготовитель). Заготовитель обязуется принять и переработать молоко, правильно определив его количество и качество, а также обеспечить поставщика нормативными документами. Расчет за молоко производится по договорным ценам в течении 10 дней. При невозможности расчета денежными средствами возможен расчет материально- техническими ресурсами. Обе стороны несут по данному контракту имущественную ответственность за недопоставку молока. Выплачивается неустойка в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возмещаются все убытки, за несвоевременную оплату уплачивается пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ. За неправильное определение количества и качества продукции уплачивается штраф в размере 1 % стоимости данной партии продукции и т. д.
В 2001 г. был заключен договор контрактации на поставку молока ООО
«Молочное предприятие» (г. Новосибирск) через Большереченский
маслосыркомбинат. При этом продукция оплачивается через 7 дней с момента
ее получения путем отпуска ГСМ с Евгащинского нефтесклада (ЗАО
«Евгащинское» находится на расстоянии 55 км от СПК «Ингалинский»).
Ежегодно, начиная с 1998 г., договор контрактации на закупку и поставку
молока заключается с ОАО «Любинский молочно-консервный комбинат». По
договору расчеты за сданное молоко производятся производимой комбинатом
молочной продукцией (сгущенное молоко, например) и другими товарами. За
нарушение сроков поставки молока в счет погашения долга поставщик (СПК
«Ингалинское») уплачивает пеню в размере 2 % от стоимости
недопоставленного, либо несвоевременно поставленного молока, за каждый день
просрочки. Кроме пени поставщик уплачивает покупателю определенный процент
за пользование чужими денежными средствами в размере учетной ставки
балансового процента согласно ст. 395 ГК РФ.