Максимизирующие прибыль фирмы, действующие на конкурентном рынке труда, не станут оплачивать стоимость общей подготовки и будут платить прошедшим ее лицам рыночную заработную плату. Ведь если бы они участвовали в ее оплате, то от желающих получить подготовку не было бы отбоя, добровольные увольнения в период прохождения подготовки были бы редки, а издержки на рабочую силу относительно высоки. Напротив, фирмы, отказывающиеся платить получившим подготовку лицам рыночную заработную плату, испытывали бы трудности с удовлетворением своих потребностей в квалифицированной рабочей силе и уровень рентабельности был бы у них ниже, чем у других. Наконец, фирмы, которые и оплачивали бы подготовку, и предлагали бы подготовленному персоналу заработную плату ниже рыночной, находились бы в наихудшем положении, поскольку они привлекали бы слишком много желающих пройти подготовку и слишком мало прошедших ее.
Армия - яркий пример организации, которая в одно и то же время
оплачивает часть издержек подготовки, и не платит квалифицированному
персоналу рыночную заработную плату. Поэтому она имеет широкий доступ к
"учащимся" и большие потери "выпускников". Действительно, ее выпускники
составляют преобладающую часть предложения рабочей силы по некоторым
гражданским специальностям. Например, свыше 90% пилотов коммерческих
авиалиний в Соединенных Штатах получили основную подготовку в вооруженных
силах. Армия, конечно, не является коммерческой организацией,
руководствующейся подсчетом прибылей и убытков, и потому не испытывает
особых трудностей с выживанием и даже процветает.
Заключение.
В результате проделанной работы я выяснил, что на сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда, а так же вопрос необходимости инвестирования в своё образование.
Время диктует необходимость такой системы оплаты, которая формировала бы мощные стимулы развития труда и производства. Работник крайне заинтересован даже в небольшом повышении зарплаты. Работодатель же не торопиться повышать ее, экономя на оплате труда.
Одна из самых серьезных проблем в этой области – отсутствие жесткой зависимости величины оплаты труда от реальных усилий данного работника, а также от результатов его труда. Живя практически в долг, прежде всего из-за необходимости ежемесячной выплаты ипотечного кредита за собственное жилье, западный работник старается трудиться с большей отдачей, чтобы не оказаться в рядах безработных даже на короткое время; он весьма заинтересован в более производительном труде в расчете на более высокую оплату.
У наших работников, в отличие от западных, при низкой зарплате стимулы к производительному труд крайне ослаблены, а то и вовсе отсутствуют: возникает стремление поменьше напрягаться на своем официальном рабочем месте и больше сил и времени оставить на дополнительные заработки.
С другой стороны, высокая зарплата в развитых странах вынуждает предприятия искать и находить резервы повышения производительности труда, в результате чего увеличиваются возможности для нового повышения зарплаты. А поскольку налогообложение доходов прогрессивное, государственный бюджет пополняется. Потому для развитых экономик характерно стремление повысить минимальную зарплату и тем самым добиться общего увеличения зарплаты.
В нашей стране картина иная: низкая зарплата на фоне сохранения на предприятиях и в организациях излишней численности работников и невысокая производительность труда препятствуют повышению эффективности производства и уровня жизни.
Совершенствование систем оплаты труда, поиск новых решений, глубокое изучение Западного, и особенно Японского опыта, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем.
Поэтому необходимо особое внимание правительства, экономистов, руководителей предприятий (не тех, которых устраивает “черный нал”), а которых действительно беспокоит будущее России, как великой державы, к вопросу постоянного совершенствования систем заработной платы.
Список литературы.
1. Экономика труда/под ред. Н.А. Волгина и Ю.Г. Одегова – М. Магистр, 1998
2. Колосницина М.Г. Экономика труда – М: Магистр, 1998
3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.
4. Крашенинникова М.С. Оплата труда. – М.: "Приор", 1997;
5. Интернет: www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section11/section11_16.html
6. Морозова Л.Л. Труд и заработная плата: практ. руководство. – М.: ИЧП
“Актив”, 1997.
7. Под редакцией Пашкова А.С., Трудовое право России. - С-Пб.: издательство
С-Петербургского университета, 1993;
8. Фатуев А.А. Трудовое право в жизни человека. – М.: “Юридическая литература”, 1991;
9. Абакумова Н. Н. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.:
ИНФРА – М, 1999. – 222 с.
10. Интернет: http://www.libertarium.ru/libertarium/69974
11. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ,
1999. с. 137–139.
12. Матрусова Т. Н. Социальная деятельность японских фирм.// Труд за рубежом. – 1996. – №3. – с. 80.
13. Методы учета качественных различий в труде работников на капиталистических предприятиях.// Труд за рубежом. – 1989. – №1. –с.74.
14. Справочник директора предприятия./ Под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА
– М, 1996. – 704 с.
15. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2е изд., перераб. и доп./ Под общ. Ред. Проф. Л.А Брагина и проф. Т.П. Данько. –
М.: ИНФРА – М, 2002. – 560 с.
16. Кеинс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1978.
Приложение
Величина прожиточного минимума в целом по российской федерации
В данной таблице приведена величина прожиточного минимума в
целом по Российской Федерации, которая в соответствии с
Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ является основой для
установления минимального размера оплаты труда и минимального
размера пенсии, а также для определения размеров стипендий,
пособий и других социальных выплат. Право граждан на получение
государственной социальной помощи определяется исходя из величины
прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации, который
устанавливается ежеквартально органом исполнительной власти
соответствующего субъекта РФ.[6]
Таблица 2
+----------------------------------------------------------------+
|Период, за | Величина прожиточного минимума |Нормативный акт,|
|который ис-| в целом по Российской Федерации |установивший ве-|
|числена ве-+--------+---------+--------+-------+личину прожиточ-|
|личина про-|на душу |для тру- |для пен-| для |ного минимума |
|житочного |населе- |доспособ-|сионеров| детей | |
|минимума в |ния |ного на- | | | |
|целом по | |селения | | | |
|Российской | | | | | |
|Федерации | | | | | |
+-----------+--------+---------+--------+-------+----------------+
|за I |2047 |2228 |1554 |2039 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2003 года | | | | |от 12.05.2003 |
| | | | | |N 276 |
|за IV |1893 |2065 |1432 |1880 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2002 года | | | | |от 06.02.2003 |
| | | | | |N 62 |
|за III |1817 |1980 |1387 |1799 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2002 года | | | | |от 01.11.2002 |
| | | | | |N 793 |
|за II |1804 |1960 |1383 |1795 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2002 года | | | | |от 24.08.2002 |
| | | | | |N 627
|за I |1719 |1865 |1313 |1722 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2002 года | | | | |от 25.05.2002 |
| | | | | |N 344 |
|за IV |1574 |1711 |1197 |1570 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2001 года | | | | |от 08.02.2002 |
| | | | | |N 90 |
|за III |1524 |1658 |1163 |1514 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2001 года | | | | |от 21.12.2001 |
| | | | | |N 879 |
|за II |1507 |1635 |1153 |1507 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2001 года | | | | |от 07.09.2001 |
| | | | | |N 664 |
|за I |1396 |1513 |1064 |1405 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2001 года | | | | |от 07.09.2001 |
| | | | | |N 664 |
|за IV |1285 |1406 | 962 |1272 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2000 года | | | | |от 09.02.2001 |
| | | | | |N 99 |
| | | | | | |
|за III |1234 |1350 | 930 |1218 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2000 года | | | | |от 11.11.2000 |
| | | | | |N 852 |
|за II |1185 |1290 | 894 |1182 |Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2000 года | | | | |от 11.08.2000 |
| | | | | |N 589 |
|за I |1137,66 |1232,28 | 851,32 |1160,66|Постановление |
|квартал | | | | |Правительства РФ|
|2000 года | | | | |от 31.05.2000 |
| | | | | |N 421 |
+-----------+--------+---------+--------+-------+----------------+
Среднемесячная заработная плата в российской федерации
Таблица 3
-------------------T----------------T-------------T--------------¬
¦Период, за который¦Срок, с которого¦Размер сред- ¦Нормативный ¦
¦исчислена средне- ¦ исчисляются и ¦немесячной ¦акт, устано- ¦
¦месячная заработ- ¦ увеличиваются ¦заработной ¦вивший сред- ¦
¦ная плата ¦государственные ¦платы ¦немесячную за-¦
¦ ¦ пенсии ¦ ¦работную плату¦
+------------------+----------------+-------------+--------------+
¦за III квартал ¦с 1 ноября ¦ 1671 рубль ¦Постановление ¦
¦2001 года ¦2001 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 11.10.2001 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 720 ¦
¦за II квартал ¦с 1 августа ¦ 1671 рубль ¦Постановление ¦
¦2001 года ¦2001 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 09.07.2001 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 521 ¦
¦за I квартал ¦с 1 мая ¦ 1522 рубля ¦Постановление ¦
¦2001 года ¦2001 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 09.04.2001 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 270 ¦
¦за IV квартал ¦с 1 февраля ¦ 1523 рубля ¦Постановление ¦
¦2000 года ¦2001 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 15.01.2001 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 26 ¦
¦за III квартал ¦с 1 ноября ¦ 1383 рубля ¦Постановление ¦
¦2000 года ¦2000 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 12.10.2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 780 ¦
¦за II квартал ¦с 1 августа ¦ 1256 рублей¦Постановление ¦
¦2000 года ¦2000 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 14.07.2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 517 ¦
¦за I квартал ¦с 1 мая ¦ 1257 рублей¦Постановление ¦
¦2000 года ¦2000 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 15.04.2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 338 ¦
¦за IV квартал ¦с 1 февраля ¦ 1175 рублей¦Постановление ¦
¦1999 года ¦2000 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 11.01.2000 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 29 ¦
¦за III квартал ¦с 1 ноября ¦ 979 рублей¦Постановление ¦
¦1999 года ¦1999 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 12.10.1999 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 1140 ¦
¦за II квартал ¦с 1 августа ¦ 849 рублей¦Постановление ¦
¦1999 года ¦1999 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 21.07.1999 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 832 ¦
¦за I квартал ¦с 1 мая ¦ 851 рубль ¦Постановление ¦
¦1999 года ¦1999 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 01.04.1999 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 363 ¦
¦за IV квартал ¦с 1 февраля ¦ 752 рубля ¦Постановление ¦
¦1998 года ¦1999 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 23.01.1999 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 85 ¦
¦за III квартал ¦с 1 ноября ¦ 612 рублей¦Постановление ¦
¦1998 года ¦1998 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 13.11.1998 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 1323 ¦
¦за II квартал ¦с 1 августа ¦ 637 рублей¦Постановление ¦
¦1998 года ¦1998 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 21.07.1998 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 800 ¦
¦за I квартал ¦с 1 мая ¦ 605 рублей¦Постановление ¦
¦1998 года ¦1998 года ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦ ¦ ¦РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 17.04.1998 ¦
¦ ¦ ¦ ¦N 405 ¦
¦ ¦ ¦ ¦от 30.12.1997 ¦
------------------------------------------------------------------
-----------------------
[1] Кеинс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. гл. 19 Изменения
в денежной заработной плате
[2] Взята из Интернета: http://www.assessor.ru/cgi-
bin/handbook.cgi?handbook/zmin.txt
[3] Сюрина Т.С. (кафедра экономики, МГТУ) Научная конференция: интернет:
http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section11/section11_16.html
[4] Все последующие формулы взяты из книги Гэри Беккера "Человеческий
капитал" глава Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал.
В переводе Капелюшников Р.И. (интернет:
http://www.libertarium.ru/libertarium/69974)
[5] Взята из книги Гэри Беккера "Человеческий капитал" глава Воздействие на
заработки инвестиций в человеческий капитал. В переводе Капелюшников Р.И.
(интернет: http://www.libertarium.ru/libertarium/69974)
[6] http://www.assessor.ru/cgi-bin/handbook.cgi?handbook/zpromin.txt