Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.
Другой важнейший предмет художественного цикла в школе — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».
Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку.
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство». Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.
Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изобразительного, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».
В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.
Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.
Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.
Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия». Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».
Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.
Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.
Заключение
Эстетическое воспитание является важным фактором в обучении, а также в жизни. У учащихся появляется самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на окружающий мир. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Каждый преподаватель должен уделять большое внимание развитию чувств прекрасного у учащихся, несмотря на то, что это отнимает достаточно времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне гармонично развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Цели и задачи, поставленные во введении, на мой взгляд, изучены и решены. Рассмотрены все известные виды и формы эстетического воспитания, а также решена проблема улучшения последнего с помощью организации непрерывной работы, когда учащийся, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится видеть прекрасное повседневной жизни, но и получает от процесса большое удовольствие, потому что приобретённые им знания помогут ему как в работе и учёбе, так и в личной жизни.
Список использованной литературы
1. «Педагогика» Бабанский Ю.К. Москва, «Просвещение», 1983г.
2. «Педагогика» Сластенин В.А. Москва, «Владос», 2003г.
3. «Педагогика» Харламов И.Ф. Москва, «Гардарики», 2002г.
4. «Психология Искусства» Выготский Л.С. Москва 1968г.
5. «Эстетика воспитания» Лихачев Б.Т. электронное издание
6. «Педагогика. 2часть» Подласый И.П. электронное издание
7. «Искусство в эстетическом воспитании» Гончаров И.Ф. электронное издание
8. «Формирование личности школьника: Целостный процесс». Ильин В. С. Москва.,1984г.
9. «Природа в системе эстетического воспитания». Смольянинов И. Ф. Москва, 1984г.
10. «Сердце отдаю детям». Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.- Москва, 1979г.
11. «Экологическое и эстетическое воспитание школьников». Под редакцией. Л. П. Печко. Москва, 1984г.
12. «Теория эстетического воспитания школьников». Лихачев Б.Т. Москва, 1985г.
13. «Мудрость красоты» 2е изд. Неменский Б.М., Москва, 1987г.
14. «Искусство воспитания» Азаров Ю.П., Москва, 1986г.
15. Избр.пед.соч.Том 2. Сухомлинский В.А., Москва,1986г.