· стратегию и характеристику компании;
· подходы к менеджменту;
· показатели эффективности.
Очень важным, на мой взгляд, является то, что отчет не должен быть инородным документом. Необходимо, чтобы он отвечал стратегическим целям компании, был включен в корпоративное управление и соответствовал ее миссии.
Методология GRI предусматривает несколько уровней отчетности, позволяющих поэтапно внедрять заложенные в ней подходы при подготовке отчетов. Для того чтобы система отвечала потребностям и начинающих, и опытных организаций, а также тех, кто находится в промежуточной фазе, введены три уровня применения руководства: C, B и A. Отчет будет признан соответствующим GRI, если организация сама продекларирует уровень применения. При этом она может добавить избранному уровню знак «+», что будет свидетельствовать об использовании внешнего подтверждения.
На каждом из уровней стандартные элементы отчетности используются по-разному. Так, например, сведения о подходах менеджмента требуются только при соответствии уровням В и А. Показатели результативности для начального уровня С минимальны по сравнению с более высокими уровнями В и А. Для уровня С и В достаточно использовать информацию по 10 и 20 показателям результативности соответственно. В то же время отчет, соответствующий уровню А, должен раскрывать каждый из основных показателей GRI. Характеристика компании на каждом следующем уровне также требует большего раскрытия. Если, например, для уровня С приемлем минимум информации по деятельности компании, то для уровней В и А этого уже недостаточно. Таким образом, можно заключить, что уровни С и С+ свидетельствуют о начальной степени развития отчетности GRI. В и В+, в свою очередь, о разработанной и расширенной отчетности, а уровни А и А+ говорят о включении в нее дополнительной информации нефинансового характера. Так, скажем, отчет в области устойчивого развития компании «ЛУКОЙЛ», о котором я буду подробнее говорить в следующем параграфе, соответствует уровню С+. В нем освещаются ключевые производственные и финансовые показатели, основные события за отчетный период, описываются стратегические приоритеты и цели, имеющие отношение к устойчивому развитию, крупномасштабные тенденции, оказавшие на организацию влияние за отчетный период. Кроме того, в отчете рассматриваются основные риски от деятельности компании, влияющие на развитие общества, а также описываются механизмы управления этими рисками. Сведения о подходах в области менеджмента описаны по трем составляющим: экономической, экологической и социальной деятельности. В отчете также описывается практика взаимодействия компании с заинтересованными сторонами. Из показателей, характеризующих компанию, наиболее полно раскрываются те, которые показывают масштаб организации. Дополняются они информацией об экономической эффективности деятельности предприятия.
Что касается предоставляемой информации, то уровень ее раскрытия определяется компаниями самостоятельно. Здесь существует возможность выбора. В результате какие-то показатели компания может озвучить, а какие-то — нет. Это правило весьма актуально в российских условиях, когда при раскрытии некоторой информации может возникнуть опасность привлечь излишнее внимание к компании со стороны контролирующих органов. Хотя, конечно, для крупных организаций, чьи акции размещены на ведущих фондовых биржах мира, это уже неактуально, так как существующий порядок включения в листинг биржи предусматривает перечень обязательных для раскрытия данных. Такие компании уже достигли определенной степени прозрачности, и их не пугает перспектива подготовки нефинансовой отчетности. Более того, такая отчетность при прочих равных условиях расценивается как конкурентное преимущество и имеет большое значение для деловой репутации компании, отношения к ней инвесторов и аналитиков.
Очевидно, что подготовка нефинансовой отчетности интересна исключительно крупному и среднему бизнесу, ведь для мелких фирм она влечет за собой лишь дополнительные хлопоты и затраты. Такая отчетность может использоваться разными по обороту и сферам деятельности предприятиями. Однако наиболее актуально ее составление для крупных компаний, занимающих лидерские позиции в отрасли. Почти во всех странах первыми начали публиковать нефинансовые отчеты именно они. Если говорить об отраслевой структуре, то здесь наиболее активно в процесс подготовки отчетности включились предприятия нефтегазовой отрасли, металлургического комплекса, лесной промышленности и электроэнергетики. При этом уровень капитализации компании и доля рынка, которую она занимает, — не главные критерии для принятия решения о составлении такой отчетности. Каждая компания самостоятельно оценивает и взвешивает все преимущества и недостатки подобного проекта и делает свой выбор.
В следующем пункте своей работы я рассмотрю применение принципов Руководства на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ».
3.4 Анализ отчета ОАО «ЛУКОЙЛ»
Ведущая российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» активно вошла в указанную практику несколько лет назад, подготовив Отчёт в области устойчивого развития за 2003-2004 годы. Тем самым фактически впервые в стране были применены основные принципы и показатели международных стандартов АА1000 и «Руководство по отчётности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчётности (GRI). Это, по признанию широкой общественности, стало важной вехой на пути к новому качеству корпоративного управления, выражением и подтверждением ответственности компании в проведении экономической и социальной политики.
«ЛУКОЙЛ» занял первое место среди российских нефтяных компаний в «Рейтинге корпоративной ответственности», составленном Институтом социальной и этической отчётности (Account Ability, Великобритания).
Недавно ОАО «ЛУКОЙЛ» был подготовлен и опубликован уже второй «Отчёт о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации» за 2005-2006 годы. Обращает на себя внимание тот факт, что в контексте рассмотрения корпоративных дел компания позиционирует себя неотъемлемой частью страны, а свои интересы и успехи считает неотделимыми от интересов и успехов России в целом. Огромную ответственность, которую Россия взяла на себя за стабильное обеспечение энергоносителями других государств мира, в том числе половины Европы, компания воспринимает и как свою ответственность.
На настоящий момент ЛУКОЙЛ выпустил третий Отчет в области устойчивого развития. При подготовке отчета используются международные документы – стандарт АА1000 (1999) и «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative (GRI), версия 3.0), Глобальный договор и Социальная хартия российского бизнеса. Отчет подтверждается независимым аудитором – ЗАО "Бюро Веритас Русь". Отчет Компании помещен в базу данных GRI, а также включен в Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов, который администрирует РСПП, и отмечен в российских и международных обзорах и рейтингах. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» входит в список 100 крупнейших компаний мира международного рейтинга корпоративной социальной ответственности Accountability Rating и занимает 3-е место в его российской версии. ЛУКОЙЛ планирует выпускать такие отчеты раз в два года и постепенно внедрять принципы устойчивого развития в свою повседневную практику. |
Содержательная часть отчёта изложена в четырёх разделах: «Деятельность ОАО «ЛУКОЙЛ»; «Социально-экономическое партнерство и устойчивое развитие регионов России»; «Социальная политика»; «Ответственность за окружающую среду». Последовательность, полнота и достоверность изложения материала позволят не только мне, как узкому специалисту, так и любому заинтересованному читателю легко найти, оценить, проанализировать материалы, касающиеся масштабной практической деятельности в нефтегазовом бизнесе.
Цель компании - динамичное, устойчивое развитие, которое превратит её в одного из лидеров мирового нефтегазового бизнеса. Немаловажно отметить, что к поставленной цели компания продвигается не любыми путями: налицо разборчивость в применяемых средствах и методах. Они априори укладываются в русло, определяемое принципами национальной ориентированности и социальной ответственности. Сказанное весьма доходчиво иллюстрируется неукоснительным выполнением компанией законов об уплате налогов в бюджеты разных уровней, причём налогов немалых.
Через отчёт последовательно проводится мысль, что вся корпоративная деятельность развёртывается в соответствии с убеждением, что основным конкурентным преимуществом в XXI веке стало обладание не дешевыми материальными ресурсами, а интеллектуальным и научным потенциалом. В компанию активно вовлекаются истинные профессионалы своего дела, система мотивации персонала нацелена на достижение личной заинтересованности сотрудников не только в повышении эффективности работы своего предприятия, но и в неуклонном расширении его возможностей, в постоянном развитии.
Непредвзятый взгляд непременно найдёт в отчёте немало подтверждений реальной ответственности компании перед обществом, ответственности за исправное содержание совместной с ним среды обитания. Здесь и особое внимание к вопросам охраны природы, повышению уровня утилизации попутного газа. Здесь и применение технологии «нулевого сброса» при работе на шельфе, снижение вредных выбросов в атмосферу при переработке нефти, переход на европейские стандарты качества топлива.
Выдержать необходимое качество при подготовке отчёта во многом помогла консультационная поддержка Агентства социальной информации. Чёткость прозрачной отчётности компании отмечена специалистами. Так, правдивость, достоверность приведённых в отчёте утверждений, аргументов, иллюстраций заверена экспертами независимой профессиональной компании. В своём заключении по итогам аудита она приводит подробные свидетельства, какие корпоративные документы были использованы, какие территории деятельности компании посещены, какие объекты проверены, с кем проведены целенаправленные диалоги. Характерно, что аудиторское заверение по определению ограничено временными рамками отчётности 2007-2008 годов. Вместе с тем обращает на себя внимание, с одной стороны, утверждение независимых экспертов о том, что нынешний отчёт представляет собой сбалансированное изложение экономических, экологических и социальных аспектов результативности деятельности компании. С другой стороны, нельзя не заметить, что эти аспекты, по их словам, определяют показатели устойчивого развития в контексте принятой Программы стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на 2008-2013 годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11