История развития и становления норм и правил этикета в России

История развития и становления норм и правил этикета в России

Содержание


Введение

I. Нормы и традиции Руси допетровского периода

II. Особенности норм этикета в Петровское время (1696-1725 годы)

III. Правила этикета в XIX - начале XX вв

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Актуальность представленной темы курсовой работы заключается в том, что манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение такого вопроса, как возникновение норм и правил этикета в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

·        показать особенности становления традиций Древней Руси;

·        рассмотреть этапы влияния западной культуры в эпоху Петра I;

·        провести анализ изменения правил этикета XIX - начала XX вв.

В процессе написания данной курсовой работы была использована литература следующих авторов:

- Терещенко Т.Н. «Домострой. Юности честное зерцало. Русские пословицы и поговорки о семье», где можно найти советы и наставления на все случаи жизни: от правил поведения в церкви до правил поведения за столом, от отношений между всеми членами семьи до рецепта приготовления пива;

- Боханова А.Н., Горинова М.М. «История России с древнейших времен до конца XVII века», в которой рассмотрены особенности и характерные черты культуры Руси в течение столетий, становление и последующее развитие понятия этикета;

- Емышевой Е.М., Мосягиной О.В. «История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.», где отображено распространение культуры этикета с Западной Европы в Россию; введение различных новшеств в повседневную жизнь и быт российского дворянства;

- Емышевой Е.М., Мосягиной О.В. «Общегражданский этикет в России в XIX в.», статья о манерах поведения, правилах учтивости, вежливости, принятых в обществе, введении нового стиля в одежде той эпохи.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы.


I. Нормы и традиции допетровской Руси


Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Тем не менее во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но и применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д.

Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16 - 17 века).

Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведу некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего…чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный, или посол, - … угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»

Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержала в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, - «Домострой» - до сих пор известно каждому русскому человеку. Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, основанный на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты.

В этом сочинении, состоящем из 67 глав, даны наказы и поучения в том, как «всякому христианину следует проводить жизнь в добрых делах, в чистоте и в покаянии, во всем исповедуясь… Возлюбить Господа от всей души»; изложен «наказ о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами, и с детьми, и с домочадцами, как наказывать их, и учить, и страхом спасать, и строго запрещать, и во всяких делах их сохранять в душевной и телесной чистоте, и во всем их защищать и заботиться».

Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17 «дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.

Утренняя и вечерняя молитвы были обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам.

Семья в русском сознании была чрезвычайно замкнутой ячейкой, брак был церковным институтом. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. Составители «Домостроя» главной добродетелью женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу, заботе о семье и трудолюбии. «Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам дело на весь день указать, всякому свое рукоделье и работу на день: кому еду готовить, а кому хлебы печь, кому одежду стирать, кому гладить». Да и сама хозяйка должна была уметь вести хозяйство. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных - учила их молитвам, следила за нравственностью. Относительная свобода славянской женщины в 10-13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом.

В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-«мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться - позже. Круг общения женщины был крайне ограничен.

За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, а хозяйка заботилась об одежде и утвари. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих.

В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу; жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество.

Устойчива была «большая семья», жившая во «дворе», состоявшая из нескольких ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению.

Браки заключались по воле родителей. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и старше жениха.

Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников. Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.

Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог «забрал его к себе».

День рождения не считался праздником, торжественно справлялись лишь именины; в «день ангела» будущим гостям рассылались именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру одаривали именинника.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать