Культура предпринимательских отношений

·              они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

·              отношения в фирме неформальны;

·              фирма является открытой для высшей системы.

2. Предпринимательская этика и этикет


Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.

Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

• правила представления и знакомства;

• правила проведения деловых контактов;

• правила поведения на переговорах;

• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

• требования к речи;

• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

3. Предпринимательство: быть, а не казаться

Термин «предприниматель» часто используется для определения человека, владеющего или управляющего предприятием. Для некоторых предприниматель - это тот, кто открыл собственное дело, для других - спекулянт, рискующий собственными и чужими деньгами, для третьих - управляющий, менеджер. Во всех этих подходах есть доля истины. Так кто такой настоящий предприниматель и кому по силам новаторское бремя?

Экономисты часто употребляют понятие предпринимательства в более широком значении: предпринимателем называют человека, который находит новые, более эффективные способы использования ресурсов.

Владелец небольшого книжного магазина, например, считался бы предпринимателем в том случае, если бы искал пути более эффективного управления своим бизнесом, а не просто выполнял текущие задачи вроде заказа новых книг. В то же время управляющий предприятием, не являющийся его владельцем, может выполнять функции предпринимателя, когда принимает решения, нацеленные на повышение эффективности работы своей фирмы.

Предпринимательство в экономической теории, начиная с Альфреда Маршалла рассматривается как особый фактор производства, соединяющий 3 остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства «предпринимательство» называется прибылью.

А. Маршалл ввел организацию как четвертый фактор производства, Дж. Б. Кларк наделил предпринимателя функцией координации, Дж. Найт на ту же роль определил менеджера. Не будем спорить, кто или что именно является на самом деле четвертым фактором производства: организация, менеджер или предприниматель? Сегодня экономисты говорят об предпринимательских услугах в качестве фактора производства. Это примиряет все точки зрения.

«Готовность заниматься дерзкими начинаниями»

 «Предприимчивость: готовность заниматься дерзкими или трудными начинаниями» (Оксфордский словарь). Это полезное, но слишком общее определение. Что такое предпринимательство? Вид труда? Профессия? Способ поведения в экономике? Совокупность черт характера? Чтобы понять суть предпринимательства, важно провести различие между двумя типами экономической деятельности:

·              с одной стороны, это рутинная, шаблонная деятельность, повторяющая прошлое, предполагающая получение результатов известными способами;

·              с другой, - это творческая, поисковая деятельность, связанная с выработкой новых идей и средств их достижения, или деятельность, направленная на достижение известных целей с помощью новых средств.

Предпринимательство - новаторство особого рода. Во-первых, оно связано с новыми идеями о потребностях и новых путях их удовлетворения, о новых товарах и услугах, новых способах использования ресурсов и т. п. Во-вторых, оно предполагает объединение ресурсов с целью создания предприятия или повышение эффективности существующей компании. В-третьих, подразумевает коммерческую реализацию новых идей.

В широком смысле слова предпринимательство - это хозяйственное новаторство. В узком смысле оно понимается как процесс создания нового предприятия в условиях конкуренции.

Нововведения (инновации) и предпринимательство тесно связаны. По определению русского филолога В.И. Даля быть предпринимателем, в широком смысле слова, значит «решиться исполнить новое дело». Только там, где есть внедрение нового, имеет место настоящее предпринимательство. Однако новации - это не только новые товары и услуги, станки и технологии. Это и организационные новшества, и многое другое, что продвигает дело вперед. Предприниматель, по словам авторитетного ученого из США П. Дракера, «всегда в поисках перемен, откликается на них и использует как благоприятную возможность». Предприниматели являются носителями перемен, вводят изобретение в жизнь, используя его как двигатель прогресса в экономике.

Новая идея не имеет смысла, если она не вынесена на рынок и не сделана всеобщим достоянием.

С капитализмом - не синонимы

Современные исследователи различают 3 вида предпринимательства:

·    рискованное - классическое, подразумевает создание собственной фирмы;

·              внутреннее - предпринимательская активность работников фирмы;

·              социальное - направлено на нововведения в общественной жизни, в том числе в виде некоммерческих предприятий, в сфере деятельности государства (новые политические партии, общественные организации).

Как подчеркивал столетие назад выдающийся социолог Макс Вебер, стремление к предпринимательству не должно ассоциироваться с капитализмом - оно существовало всегда и везде. Другое дело, что только рыночная экономика дала ему сильный толчок. С исторической точки зрения, первые предприниматели действовали на собственные средства, на свой страх и риск. Именно по этой причине понятие предпринимательства чаще всего связывается с владением бизнесом.

Разбираться в настоящем и предсказывать будущее

На протяжении последних четырех веков ученые-экономисты пытались разобраться в сути предпринимательства. Но рассматривали они это понятие в зависимости от конкретных условий хозяйствования, по-разному понимая его роль и место.

В средние века антрепренером называли человека, который на отведенные ему государством, городом или частными лицами средства организовывал празднества и шествия, а экономию присваивал в виде законной прибыли. В литературе ХVII в. предпринимателем называли купца и противопоставляли его финансисту. В ХVIII в. в связи с развитием индустрии предпринимателем считался работодатель. Кроме того, тогда предпринимательство связывалось также с удачным помещением капитала, позволявшим при определенном риске получать дополнительный доход, прежде всего в сфере обращения. Предпринимателя стали отождествлять с капиталистом, хотя было известно, что не всякий капиталист занимается предпринимательством.

Предприниматель, по определению французского ученого Жана Батиста Сэя (1803 г.), выступал как лицо, перемещающее ресурсы из области низкой доходности в область высокой доходности. Другой экономист - шотландец Ричард Кантильон в ХVIII в. рассматривал предпринимателя как фигуру, получающую дополнительные прибыли вследствие принятия риска в условиях неопределенности на рынке. В середине ХIХ в. Карл Маркс, хотя и различал пассивного капиталиста и капиталиста-предпринимателя, нововведения сводил, прежде всего, к изменениям в технологическом процессе.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать