В России до XVII века во всех слоях общества, как и раньше носили
традиционный русский костюм, а все иностранные," немецкие" моды
отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом
произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.
Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое
значение. Петр I, понимая важность торгового и культурного общения с
Европой, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских
сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным
боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма,
длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской
одеждой. Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно
купеческие сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия.
С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа- завитый
парик- и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение
платили в царскую казну налог. Только новое служивое дворянство и большая
часть молодежи сразу приняли нововведения. Для женщин переход к новому
костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны,
закрытые рубахи, с плотно закрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг
должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в
локоны. Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период
царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части
городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у
части купечества и мещанства. Дворянство тоже не полностью отказалось от
старых привычек. Женщины, например, старались как можно больше прикрыть
декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик, носили различные
наколки. Русский костюм петровского времени отличался от
западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более
демократическим характером. Пример в простоте в одежде подавал сам Петр.
XIX век.
Можно сказать, что история европейского костюма XIX века начинается с
революционных событий во Франции конца XVIII века, Французская буржуазная
революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма,
Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, подъемом экономики,
рядом научных открытий, новым темпом жизни и резкими социальными
противоречиями, что вызвало поиски новых выразительных средств, отражавших
мысли и вкусы различных слоев общества. Французская буржуазная революция
формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. В XIX веке ведущая
роль в модах перешла к женскому костюму. Мужской костюм мог отличаться
только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или
обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном. Женщины же XIX
столетия постепенно становятся как бы рекламой- выставкой благосостояния
своего мужа, символом процветания его дел.
В 1804 году молодой консул Наполеон объявил себя императором. Весь период с
1804 до 1815 года в искусстве и костюме носит название АМПИР (от франц.
Empire- "империя"). Идеи мирового господства римлян, прославление римских
императоров перекликались с захватническими устремлениями наполеоновской
политики. Отсюда интерьеры ампира носили парадный, холодно-официальный
характер. Женские одежды эпохи ампир стали строже, скромнее. В первые годы
XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить
платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани. Парадные платья
богато расшивали античным орнаментом. Модницы закутывались в кашмирские
шали, вывезенные из Индии во время военной экспедиции Наполеона. Шали
стоили огромных денег и стали считаться основой дамского гардероба.
Особенно ценилось искусство драпировки шали. В эти годы дамский гардероб
пополняют и русские шубки. Женский костюм дополнился огромным количеством
драгоценностей.
В России "высшее" общество, особенно столичное следовало беспрекословно французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты из Парижа и Лондона.
После свержения Наполеона и Венского конгресса во Франции произошло
восстановление монархии. Этот период в истории Франции носит название
"Реставрации". Европейская культура в 1825 - 1850 годах приобретает еще
более противоречивый и сложный характер. Неудовлетворенность
действительностью, неверие в будущее, разочарование в действительности
рождают новое направление в искусстве - РОМАНТИЗМ. Героем его становится
человек, жаждущий свободы, протестующий против несправедливой
действительности и гибнущий за свои идеалы (Байрон, Делакруа, Бетховен,
Шопен, Шуберт). Париж, по-прежнему, остается культурным центром Европы. В
период Реставрации силуэт женского костюма упрощается. Платье становиться
короче. Под платьем остается жесткий, хотя и короткий корсет. Ювелирные
украшения почти вышли из моды. Носили главным образом, серьги и медальоны.
Дополнением к костюму служили зонтики с оборками и лентами, а зимой -
муфты. Нововведением стало боа - круглый шарф из меха или перьев. В 40-е
года характер костюма меняется под влиянием новых идеалов времени. Новым
кумиром высшего общества стала "светская львица" - модница с волосами
рыжего цвета, увлекающаяся героями Альфреда де Мюссе и Жорж Санд. Идеи
женской эмансипации в эти годы нашли весьма экстравагантное выражение в
одеждах и манерах. По словам современников, "львицы" научились держаться в
седле не хуже любого бедуина, пить жженку и шампанское, фехтовать на
шпагах, стрелять из пистолета, выкуривать сигару; умели соединять мужские
замашки с элегантностью и изяществом, и с одинаковым интересом читать
"Журнал коннозаводства" и "Курьер дамских мод". Определенное влияние на
модную женскую одежду оказал роман Ч. Диккенса, имевший тогда широкую
известность. В костюме началось "увлечение добродетелью": женщина желала
казаться скромной хозяйкой.
Во второй половине XIX века вкусы, мода диктуются по-прежнему буржуазией. Но вместо мелкобуржуазных мод, наступает время господства безмерной роскоши крупной буржуазии. В это время появляется понятие от кутюр.
От кутюр (фран. Haute Couture)- это швейное искусство на высоком
уровне. В более узком значении: уникальное творчество ведущих парижских
модельеров, задающих тон в международной моде. От кутюр появилось в то
время, когда создателям новых моделей одежды удалось выделиться из числа
анонимных, никому не известных швей и портных. В середине прошлого столетия
возникли ателье- первые дома моделей и появились первые модельеры,
окруженные часто мистическим ореолом. Туалеты на которые во второй половине
XIX века ориентировался высший свет, создавали яркие личности, выступающие
зачастую как истинные художники. Несомненно, эти маги, создававшие из массы
шелка, бархата, кружева и жемчуга настоящие шедевры, имели в глазах
великосветских дам больший вес, нежели какой-то мастер кисти. Одна из
наиболее ярких личностей эпохи кринолинов и турнюров был англичанин Ворт,
покоривший своими идеями парижский свет и даже супругу Наполеона III
Евгению. Благодаря своим бесчисленным умопомрачительных нарядов Евгения
оставила след в истории моды. "Детища" фантазии Ворта и его коллег высоко
копировались не только за дорогие материалы и великолепную обработку. Самым
главным было имя создателя, делавшее платье произведением искусства.
Авторитет Парижа был непререкаем для аристократов и буржуа многих стран.
Огромную роль в распространении моды играло развитие промышленности,
изобретение швейных машинок для домашнего пользования и появления
анилиновых красителей, удешевивших окраску тканей. Изобретение фотографии
дает возможность более точно и детально судить о модах второй половины XIX
века. В 1868 году был создан Парижский комитет профсоюза швейной
промышленности(Cambre Syndikal de la Coutur Parisienne), который объединяет
и по сей день ведущие дома моделей и фирмы Парижа и реализует правовые
вопросы, касающиеся моды. Но только в 1913 году была введена
договоренность, запрещающая копирование моделей. Несмотря на это, искусство
моды еще не встало в один ряд с другими видами искусства. Лишь в 1943 году
был издан закон, на основании которого модельеры получали равные права с
работниками искусства и литературы.
Знамя от кутюр после Ворта продолжали высоко держать и другие
модельеры, полет фантазии которых мгновенно подхватывали многочисленные
почитатели моды. Многие идеи парижских модельеров оказали влияния на
развитие международной моды, авторы их вошли в историю моды. Требовалось
большое мастерство и огромный талант, чтобы отразить в одежде идеи своего
времени, формировать вкусы женщины согласно какого-то туманного идеала. В
эти годы вся Европа увлекалась театром итак называемыми "живыми
картинками". Но не только восхищение театром, модными актерами, но и
желание испробовать самим свои силы в искусстве "превратило каждый салон в
сцену", как писала хроника того времени. Кроме театра, модным считалось
посещать открывшиеся в то время казино, игорные дома, рестораны.
Строительство железных дорог привело к увлечению путешествиями, а в модах-
к созданию дорожных костюмов. Путешествия на курорты вызвали моду на
купальные костюмы. Но вся мода ориентируется на стиль рококо. Костюмы
времен маркизы Помпадур стали образцами для одежды XIX столетия. Для
платьев обязательны кринолины и корсет.
Но характер костюма к концу XIX века снова изменяется. В литературе и искусстве развиваются декадентские течения, среди которых господствует символизм. Делается попытка создать и в прикладном искусстве новый стиль, отвечающий требованиям эпохи. Этот новый стиль получил название МОДЕРН. В нем ощущалась какая-то неуверенность, проявляющаяся в обтекаемых формах, асимметрии. Излюбленным орнаментом модерна были сюжеты: лилии, водоросли, русалки. Орнамент имел текучую вялую линию. Эта вялость линий проявлялась и в силуэте костюмов.
XX век и Поль Пуаре.
К началу XX века капитализм был близок к взрыву, классовые
противоречия обострились до крайности. Бурно развивалась техника. Усилилась
идейная борьба на всех поприщах. Уже имелась Эйфелева башня, электричество,
железная дорога. Появились выступления против машин и массовой продукции.
Оскар Уайльд разгуливал по Парижу с длинным стеблем подсолнуха в руках-
символом движения эстетов. Мария Кюри открыла радий, Софья Ковалевская
стала первой в мире женщиной профессором. Борцы за женское право голоса
бросали камни и бомбы, останавливали поезда, ложась на рельсы. Передовое
соседствовало с абсурдом. В моде были наука, мистика , театр. Противоречия
эпохи нашли отражения и в одежде, выражаясь как в стремлении к роскоши, в
любви к экзотике, так и протесте против господствующей моды и в первых
шагах по направлению к демократизации моды. Важным фактором, влияющим на
моду, было и стремление женщины к эмансипации, борьба за образование, за
гражданские права. Все больше встречается женщин врачей, учителей,
медицинских сестер. Возникает потребность в более удобном костюме. Широко
входят в обиход юбки с блузками, костюмы, состоящие из юбки и жакета,
пальто. Одна из причин относительного упрощения одежды заключалась в и в
занятиях спортом, которые охватили все слои общества, особенно молодежь.
Дама, внимательно следящая за модой, вступала в новое столетие изогнутой в
виде буквы "S". Все, что блестело, двигалось, развевалось, скрывало и
обнажало было в моде. Все это венчалось шляпой, украшенной чучелами птиц,
перьями, цветами и вуалью. Художники "модерна" заимствовали идеи из древних
культур, готики, раннего ренессанса и японских гравюр. Идеал женщины стиля
"модерн" это томное существо с готически вытянутой фигурой и длинными,
орнаментально развевающимися волосами, которое смотрит на вас из под
опущенных век. В моде была талия объемом 55 см. Затянутая в корсет,
оставленная без воздуха женщина вызывала в то время всестороннее осуждение.
Против корсетов раздавались многочисленные протесты врачей. Но это было
время, когда жизнь быстро менялась. На человека надвигался "большой город"
с его учащенным ритмом, теснотой, транспортом. Поток жизни нес к концу XIX-
го столетия. Именно на стык веков пришелся расцвет жизненных сил, молодости
парижанина Поля Пуаре. Это было время счастливых перемен, которые принесут
человечеству могучий союз благородных, тонких чувств и всесильного
человеческого разума. Его щедрый безоглядный энтузиазм готовил в подарок
едва народившемуся столетию обилие новых образов, красок, идей открытий. Он
подгонял и без того стремительный бег времени. Это было время, когда
буквально сплавились в единое целое мода и искусство, вызвав взрыв в мире
одежды. Поль Пуаре вошел в парижский мир моды, когда ее гордость и славу
составляли такие имена, как Жан и Гастон Ворты, Шеруи, Дусе, Пакен,
Редферн. Стремительно войдя в славную когорту великих портных своего
времени, он стал не просто одним из них- энергия, талант, честолюбие
вознесли его высоко. Он стал Пуаре Великолепным. Такой поистине королевский
титул мог заслужить лишь признанный лидер, имеющий полное право сказать о
себе: "Я одевал эпоху". Его новаторство выходит далеко за пределы создания
новых форм европейского костюма. Пуаре внес значительный вклад в развитие
многих современных видов прикладного искусства. Его имя принадлежит миру
театра, равно как и миру собственно моды, ставшей единственной формой и
образом существования европейского костюма XX-го века, ибо именно Пуаре еще
в самом начале столетия наметил все самые основные пути и способы его
существования.