Насилие и жестокость

Современная массовая культура характеризуется значительной долей некрофилии, она порождает деструктивный тип личности, тяготеющий к насилию и агрессии, которым и подвергаются дети как самая незащищенная группа.

Кроме того, социальным психологам удалось выявить действие следующих факторов:

а) частое действие фактора стресса,

б) отклоняющийся от нормального опыт, пережитый детьми (например, в случае их отделения от матери).

Были найдены механизмы мозга, отвечающие за выражение привязанности и агрессивности, и установлено, что степень агрессивности определяется биохимическими реакциями в мозгу, а также социальным контекстом.

12. Как связаны насилие в семье и культурные факторы?


Есть некоторое сходство жестокого обращения с потомством у человека и человекообразных обезьян. Хорошая мать-обезьяна кормит и воспитывает свое потомство до тех пор, пока не обеспечит ему определенный социальный статус и способность выжить самостоятельно. При этом она не испытывает к потомству никакого теплого чувства. В среде макак матери чаще отказываются от новорожденных сыновей, чем от дочерей. Так бывает и у людей, хотя здесь действуют более многообразные культурные факторы. В  Америке в бедных семьях на долю мальчиков приходится гораздо больше жестокости, чем по отношению к девочкам. А в Китае стараются избавиться от девочек, их чаще продают в качестве живого товара в развитые страны, а также они более подвержены жестокости родителей.

Многообразие проявлений жестокости варьируется от культуры к культуре. Например, в Тибете общепринято, чтобы некоторым детям, в частности, девочкам или детям, родившимся от пожилых родителей, уделялось меньше внимания и заботы. В Японии отказ от нежеланного ребенка (не сопряженный с убийством) позволяет родителям надеяться, что какой-нибудь альтруист возьмет и воспитает их дитя.

В обществах, где убийство младенца допускается, параметры подобного поведения регламентируются строгими правилами. В Японии, например, первый крик новорожденного гарантирует ему безопасность. В Сьерра-Леоне есть обычай купать ребенка в холодном ручье и потом держать голеньким на воздухе, пока не обсохнет. Обычай сохраняется, несмотря на высокую детскую смертность от воспаления легких.

Дифференцированное отношение к мальчикам и девочкам имеет разные формы. Например, в Индии маленьких мальчиков уподобляют цветам, которые требуют тщательного ухода, а девочек - камням, которые перенесут любое обращение.

Сегодня существует возможность прогнозировать и моделировать пол будущего ребенка. В этих условиях существует большая вероятность увеличения количества новорожденных мальчиков, например, в мусульманских странах, или в других восточных культурах, где мальчики ценятся выше девочек. Это чревато изменением демографической ситуации.

13. Что такое избирательная заброшенность?


Избирательная заброшенность - это любая комбинация медицинской, пищевой, физической и эмоциональной заброшенности маленького ребенка или подростка в сравнении с другими детьми в этой семье или в семьях, находящихся в сходных социально-экономических и культурно-воспитательных условиях.

Существуют непреднамеренные, скрытые от глаз механизмы устранения нежеланных, низко оцениваемых детей. В то же время известны случаи, когда умирают дети, которыми гордятся и о которых хорошо заботятся, а выживают те, которые не получают уход на должном уровне.

Если детей ценят в качестве продолжателей рода, то в таком обществе обычно выше ценят мальчиков, а девочек меньше. Даже в таких обществах, где детей ценят как таковых, одних из них ценят ниже, чем других. Таких детей можно разделить на несколько групп:

1) по состоянию здоровья. Некоторые матери считают, что больные дети не оправдают вложенного родительского вклада. О таких детях плохо заботятся и они умирают;

2) дети-инвалиды. Чаще всего их считают тяжким бременем. Особенно это относится к детям с расстройством психики;

3) с точки зрения пола. В некоторых странах, например, в Индии и Китае, в исламских странах, сыновей предпочитают дочерям, что затрудняет выживание женского потомства;

4) по степени развития. В индустриальных странах самому большому риску подвергаются подростки;

5) в зависимости от необычных и трудных родов, а также по другим биологическим факторам. В Западной Африке, например, избавляются от новорожденных девочек, родившихся с зубами;

6) с точки зрения лишних детей. Дети, которые приводят семейные ресурсы в стрессовое состояние, подвергаются высокому риску;

7) по особенностям поведения личности. В разных культурах ценят разные черты характера и поведения;

8) с точки зрения социальной поддержки. Очень велика роль законодательства о браке. Жертвами дурного обращения во многих странах являются сироты. Современные источники указывают на рост дурного обращения с детьми, связанный с урбанизацией и иммиграцией, распадом малых групп и отходом от сложившихся культурных традиций.

14. Каковы последствия жестокости и насилия в семье?


Перенесенное в детстве насилие способствует формированию склонности к насилию и соответствующего поведения в будущем. Став взрослыми, такие люди быстрее вовлекаются в употребление алкоголя и наркотиков, у них легче формируется преступное поведение и возникают психические расстройства; жертвы дурного обращения отстают в развитии, испытывают больше социальных и эмоциональных затруднений.

15. Что является главным в человеческом репродуктивном поведении?


У человека главным фактором воспитания детей является «родительский вклад». В случае полного материнского отказа ребенок погибает в течение нескольких часов или дней. Но имеются другие формы пониженной эмоциональной, биологической и социальной поддержки, которые не убивают младенца так быстро, но переводят его в категорию наиболее уязвимую, где резко возрастает риск гибели от болезни, несчастного случая, насилия. Общее правило гласит: чем менее скудной является окружающая среда, тем большее значение для выживания детей приобретает родительский вклад. Иногда дурное обращение является формой гипертрофированного вклада, а чрезмерная забота нарушает нормальный процесс созревания и взросления. То же самое относится к дисциплине. Обеспечить нормальную дисциплину значит сделать очень важный вклад в воспитание ребенка. Но дисциплина может выражаться в формах, угрожающих жизни ребенка. В этом случае она становится формой гипертрофированного вклада, особенно если родители силой добиваются послушания ребенка. Насилие, применяемое от случая к случаю или в качестве реакции на стресс, можно рассматривать как провал всех попыток защитить ребенка, что может привести к его заброшенности. Даже сексуальное насилие можно рассматривать как оборотную сторону родительского вклада (например физической близости). Любые формы жестокого обращения и заброшенности вызывают у ребенка понижение иммунитета либо провоцируют бегство из дома и вообще выбор какого-нибудь рискованного образа жизни.

Мозг ребенка - своего рода компьютер, который программируется теми, кто его растит и воспитывает, а в конечном итоге теми, кто контролирует потоки информации, идущей к детям, в частности сведений о том, что такое добро, право, справедливость, благо. Культурное влияние родителей настолько сильно, что может преодолеть любую даже инстинктивную программу. Поведение родителей во многом зависит от уровня их культуры и образования. Предполагается, что в тех случаях, когда воспитание ребенка предъявляет родителям повышенные требования, они могут начать жестоко обращаться с ним.

Родительский вклад имеет смысл, только если он продолжается достаточно длительное время, включая не только вскармливание, но и более поздние стадии жизни. При этом наблюдаются различия между странами с низким уровнем жизни и странами с высоким уровнем, в которых голод встречается крайне редко.

Не очень ясна роль экологического фактора, хотя очевидно его влияние на рост родительской жестокости. Во всяком случае, химическое воздействие (например введение препарата d-амфетамин) искусственно повышает агрессивность обезьян по отношению к детенышам и снижает агрессивность по отношению к взрослым особям в группе. И у людей, и у обезьян, агрессивность усиливается с усилением экологического и социального стресса.

Опыты, связанные с ранним отделением детей от родителей, также вызывают нарушения поведенческих, физиологических и иммунологических функций ребенка.

16. Каково значение родительского вклада в воспитание детей?


Обычно родители очень серьезно, часто самоотверженно заботятся о своих детях. Родительский альтруизм уникален: здесь поток жизненных благ долго, кумулятивно, щедро идет лишь в одном направлении.

Человек как биосоциальное существо отличается от всех других живых существ длительностью процесса взросления. Между рождением и взрослением проходит двадцать лет, за которые лавным фактором становления личности является родительский вклад в виде материальных, духовных, эмоциональных других затрат родителей.

Родительский вклад - ценный ресурс, и естественный отбор постоянно должен препятствовать тому, чтобы он растрачивался зря. Следовательно, эволюционные механизмы родительской психологии должны приводить к избирательности родительского вклада, предпочтению своих детей и дискриминации чужих.

17. Какие родители чаще убивают своих детей?


Матери-детоубийцы чаще всего бывают относительно юными, потому что стремление родителей вносить свой вклад в воспитание детей увеличивается по мере того, как иссякает репродуктивный потенциал, т.е. с возрастом.

Среди незамужних женщин доля детоубийц выше, поскольку отсутствие отца резко ухудшает жизненные перспективы ребенка.

По мере взросления ребенка, снижается опасность риска.

Появление в семье отчима или мачехи повышает риск дурного обращения с ребенком. Приемные дети, усыновленные супружеской парой, развиваются гораздо хуже, чем дети в естественной семье. Отношения детей с приемными родителями чревато конфликтами, но эти конфликты лучше улаживаются, если приемные родители перестанут изображать из себя настоящих родителей.

Чем более инфантильными и эгоцентричными являются родители, тем большая вероятность жестокости с их стороны по отношению к детям.

И наоборот, применительно к развитым странам Запада, можно утверждать, что, чем выше уровень родительского сознания, чем больше они осознают свою ответственность перед детьми, менее вероятны проявления родительской жестокости или детской заброшенности.

Очевидно, что жестокое обращение с детьми и детская заброшенность ставят под угрозу физическое и эмоциональное выживание детей.

18. Можно ли утверждать, что многие родители, жестоко обращающиеся с детьми, сами в детстве были жертвами жестокого обращения?


Да. Перенесенное ребенком насилие никогда не проходит даром и имеет серьезные долгосрочные последствия для окружающих и для его детей.

Ребенок на первых этапах своего развития нуждается в хорошем, ласковом обращении, он проявляет привязанность к тем, кто о нем заботится. Он должен знать, что о нем заботятся даже тогда, когда он один. Поскольку люди, заботящиеся о ребенке, предсказуемы, и они всегда обеспечивают ему безопасность, у ребенка постепенно развиваются чувства безопасности, уверенности в себе и доверия к другим. У детей, с которыми жестоко обращаются, чувство привязанности всегда связано с тревогой, они сами более агрессивны к враждебному им миру и к окружающим людям, видя в них потенциальную угрозу собственной безопасности. На основе ранних первичных отношений, у ребенка складываются модели отношения к самому себе и к другим людям и к миру. Дети, которым не хватало любви, сами часто оказываются не способными по-настоящему любить, у них развивается садомазохистский комплекс.

19. Какую роль играла жестокость в истории человечества?


Жестокость и причинение страдания - во многом прерогатива человека. Как показал Э. Фромм, садизм - проявление собственно человеческого деструктивного характера, в природе нет такой деструктивности и агрессии, как в человеческом обществе.

Человеческая жестокость включает способность причинять не только физическое, но также душевное или виртуальное страдание.

Человеческая история - вместилище наказаний разных видов, что свидетельствует о скрытой генетической склонности к причинению страданий, присущей всему человеческому роду.

Огромные массы людей во всем мире страдают по вине других.

Можно ли дать оценку личному решению, промышленному предприятию, религиозному учению или правительственной программе без анализа прямых и косвенных сопутствующих этим явлениям страданий? Взять хотя бы загрязнение окружающей среды... Можно ли осознанно говорить об этике, морали, законе, справедливости, мире, любви и благородстве, не исследуя предмет причинения страданий?

20. Каковы виды и размеры страдания, которые причиняют люди своим соотечественникам?


Ясно, что здесь невозможно применить обычный расчет. Тем не менее некоторые авторы провели исследования и показали, что наибольшие страдания приносят по мере уменьшения: безработица и бедность, загрязнение окружающей среды, бизнеса, президент (поскольку его решения касаются многих), потребление алкоголя, представители средств массовой информации и журналисты, преподаватели, юристы, церковные лидеры, система правосудия, преступники. Те, кто имеют возможность приносить людям вред, обычно имеют возможность и дать облегчение.

Из всей этой команды преступники, как это ни странно, имеют относительно низкую цифру вреда. Это связано с тем, что они действуют «один на один», их действия причиняют вред отдельным людям, а не большим массам, тогда как магнаты бизнеса и журналисты приносят максимальную степень страданий, поскольку влияют на большие массы людей. Сокращение среднего количества страданий за единицу времени сегодня может выступать главным критерием социального прогресса. Правительство должно заботиться о постоянном снижении числа страданий, что является основным критерием его ответственности.

В социальной политике (социальной этике) и личном поведении следует учитывать разумный уровень причиняемых страданий. При прочих равных условиях должен избираться тот способ действия, который ведет к наименьшему причиняемому страданию.

Литература


1. Байбурин А.К. Топорков А.Л. У истоков этики. - Л., 1990

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2000

3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. - М., 2000

4. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 2003

5. Фромм Э. Искусство любви // Душа человека. - М., 1992


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать