Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России

В профессиональной этике сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения ведущее место занимают понятия долга и чести. В профессиональной этике долг представлен, прежде всего, как служебный долг. Он состоит, прежде всего, в обеспечении интересов государства. Это означает, что сотрудник органов не только официально наделяется государством обязанностями по охране границы, но, в силу своей личной убежденности в исключительной социальной важности этой деятельности, берет на себя добровольную обязанность исполнять ее в соответствии с Законом, с наибольшей эффективностью, инициативно и творчески, с полной отдачей сил. Нравственное содержание воинского долга достаточно четко выражено в Присяге. Для офицера-пограничника его воинский и его нравственный долг слиты органично, поскольку охрана государственной границы, как бы ни менялись политические коллизии, всегда имеет высокий общественнозначимый смысл как охрана интересов народа.

Человек, нравственно воспитанный и, следовательно, осознающий свой долг, выполняет его по убеждению, добровольно, бескорыстно, без принуждения, без оглядки на мнения и, что очень существенно, получает от этого нравственное удовлетворение. Но человек может и не осознавать своего долга, он может его осознавать, но избегать выполнения, он может пренебрегать долгом. Все это случаи или нравственной невоспитанности, или нравственной ущербности. Следовательно, общество для своего самосохранения определенным образом вынуждено обеспечивать выполнение долга, и это могут быть меры принуждения: от общественного порицания и осуждения, до применения правовых мер.

Следует обязательно иметь в виду, что не только личность имеет долг перед обществом, но и общество со всеми своими институтами перед человеком. Эта сторона дела довольно легко отодвигается на второй план или вообще забывается, особенно в сфере экономики и политики. Но органы государственной безопасности, предъявляя высокие нравственные требования к своим сотрудникам, выполняют и свой долг по отношению к ним. Это выражается в придании высокого социального престижа профессии, в поддержке и помощи в служебных и житейских обстоятельствах, в обеспечении и защите их служебных и личных интересов.

С понятием долга неразрывно понятие «честь». Профессиональная честь есть осознание и выражение социального статуса своей профессиональной общности и себя как индивидуального носителя этого ее ценностного статуса. Честь сопряжена с обязательным исполнением долга, определенных правил поведения, предписываемых сообществом, постоянной заботой о сохранении престижа сообщества и своего лично. Совокупность требований, правил и норм поведения воина подлежала особому вниманию, они фиксировались, представляя собой так называемый кодекс чести. Честь сотрудников пограничных органов составляет, прежде всего, беззаветное служение своей Родине и обеспечение неприкосновенности государственной границы. А это предполагает сохранение и приращение воинской славы и боевых традиций пограничников, коллективизма, добросовестное отношение к служебной деятельности, достойное представительство Федеральной службы безопасности и своего подразделения, гордость за принадлежность к ним.

Итак, делая общий вывод, можно сказать, что профессиональная этика сотрудников пограничных органов и органов центрального подчинения представляет собой часть высоконормативной служебной этики и включает в себя многое содержание этики государственного служащего, управленческой и административной этики, а также воинской этики. Но она имеет и свои специфические особенности, следующие из содержания деятельности сотрудников спецслужб, предъявляющей повышенные требования к моральной подготовленности и устойчивости личности.


3. Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России

Исходя из анализа различных подходов к пониманию ценностей, представляется наиболее адекватной современным реалиям позиция современных исследователей данной проблемы, которые дают следующее определение ценности. «Ценности - конечные основания деятельности, определяющие, чем должен руководствоваться, на что ориентироваться субъект деятельности». В состав ценностей принято включать не только критерии оценки, но и сами оценки результатов деятельности. «Ценностные ориентации - это те ценности, которыми реально руководствуется в своей деятельности ее субъект».

Из различных вариантов определения ценностей напрашивается вывод, что ценности применительно к пограничникам - это те ценности, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Базовыми для них можно считать ту часть общих ценностей общества, реализация которых должна осуществляться в ходе их служебной деятельности по охране Государственной границы. Это те ценности социума, на защиту которых непосредственно направлена деятельность пограничных органов ФСБ России. Это те ценности общества, которые не должны быть нарушены в ходе их деятельности. И, наконец, эти ценности должны быть исходными для построения всей ценностно-нормативной системы деятельности пограничников.

При этом базовые ценности нравственного поведения представляют собой специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, честность, верность, справедливость, трудолюбие, патриотизм) и выступающие как качества личности. Цена этих качеств очень высока, несмотря на то, что далеко не всегда они проявляются у людей, а те, кто ими обладают, пользуются уважением в обществе. Эти ценности, представленные в их совершенном, абсолютном значении, являются этическими идеалами.

Нравственные регуляторы выступают как правила поведения, ориентированные на указание ценности. Во всякой культуре имеется сложившийся набор общепризнанных нравственных регуляторов, в котором они приобретают статус моральных норм.

Ценности нравственного поведения и нравственные регуляторы тесно связаны между собой. Любая базовая ценность нравственного поведения предполагает наличие соответствующих регуляторов, нацеленных на ее воплощение. В то же время любой нравственный регулятор подразумевает наличие ценности, на которую он направлен.

Рассматривая поведение с нравственной точки зрения, появляется необходимость определения взаимоотношения поведения и морального сознания. Исходя из того, что человеческая деятельность предполагает сознательный выбор целей и средств для их достижения, можно предположить, что поведение людей включает в себя в качестве существенного элемента также деятельность сознания. Следовательно, говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания бессмысленно. Гегель, рассматривая нравственность в контексте деятельности, отмечал, что «действительное моральное сознание есть сознание, совершающее поступки».

Безусловно, сознание обладает относительно самостоятельной внутренней структурой, что позволяет в научных целях вычленять его в качестве самостоятельного объекта исследования. Но возможность такого абстрагирования совсем не означает, что сознание действительно существует независимо от поведения и находится рядом с ним или над ним.

Мысль о том, что нравственное сознание существует только в контексте поведения и что о моральном сознании людей можно судить, лишь наблюдая за их поступками, была широко представлена в философских учениях прошлого. Так, Аристотель в своей работе «Этика», раскрывая это положение, отмечал, что совершенный человек - добродетельный человек, но добродетель есть умение избрать надлежащий поступок. И кто думает, что может стать нравственным, только рассуждая о нравственности, также не может стать им, как не может стать здоровым больной, который внимательно слушает врачей, но не следует за их предписаниями на деле.

Внешним проявлением содержания базовых ценностей нравственного поведения являются моральные качества личности. Моральные качества - это наиболее типичные нравственные черты поведения людей. Определяя моральные качества как «сущностные силы» или деятельные способности личности, можно утверждать, что моральные качества не могут пониматься как некие свойства индивидов безотносительно к тем или иным видам деятельности. Моральные качества - это духовно-практические свойства личности, реализуемые в объективно-предметной деятельности. Следовательно, моральные качества пограничника - это духовно-практические свойства его личности, реализуемые им в ходе выполнения задач по охране государственной границы.

Природа моральных качеств такова, что, с одной стороны, их нельзя свести к некоей «внутренней сущности» человека, противопоставленной практической деятельности, с другой стороны, их нельзя отождествлять с самой этой деятельностью. Как отмечает В.А. Блюмкин, «в нравственных качествах хорошо просматривается включенность морали во все виды социальной деятельности, индивидуального и массового поведения.

Моральные качества могут характеризовать как поступки, так и отдельные стороны поведения личности, выступающие как свойства ее характера (великодушие, правдивость, щедрость, скромность и т.п.). Понятие моральных качеств является общим понятием по отношению к понятию моральных норм, так как в них в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны поведения человека. Так, например, такие качества, как требовательность и ответственность, находят выражение в целом ряде частных норм поведения, исходя из которых человек определяет сам, как ему поступить в конкретной обстановке.

Успешное выполнение стоящих перед пограничными органами ФСБ России задач во многом обусловливается наличием у российских пограничников определенных моральных качеств, важнейшими из которых являются:

- любовь к своему Отечеству, народу, его языку и культуре. Именно верность Родине, преданность своему народу помогали российским пограничникам даже в самые трудные военные годы успешно решать задачи по защите общества и государства;

- чувство долга и личной ответственности, которые превращают требования морали в личную задачу каждого пограничника, что в значительной мере способствовало и способствует своевременному и эффективному решению задач, стоящих перед пограничными органами;

- честность, правдивость, скромность, достоинство и честь, отражающие наиболее характерные стороны поведения сотрудников пограничных органов;

- смелость, стойкость, выдержка и самообладание, которые не раз проявляли сотрудники пограничных органов в самых сложных и критических ситуациях.

Моральные качества содержат в себе оценочные характеристики, в которых осуществляется одобрение или осуждение, устанавливается соответствие или несоответствие поступка (мотива или поведения в целом), черт характера личности и т.д. определенным моральным требованиям.

Базовые ценности являются важным составным элементом нравственной культуры российского пограничника. В свою очередь нравственная культура личности российского пограничника представляет собой диалектическое единство сознания и поведения, при этом моральные знания, ценности и нормы образуют «духовно-теоретическое» ядро нравственной культуры, нравственные отношения - ее функциональные связи, а поступки - ее материализацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать