Рис. 4.5.
Пучок солнечных лучей, выходя из отверстия А, проходит через призму 1
и затем попадает на зеркало 2. Ориентируем зеркало таким образом, чтобы
послать на призму 3 только ту часть лучей, которые преломляются в
наибольшей степени. Преломившись в призме 3, эти лучи попадают на экран в
районе точки В. Затем передвинем зеркало 2, поместив его теперь так, чтобы
оно посылало на призму 3 те лучи, которые преломляются в наименьшей степени
(см. штриховое изображение). Испытав преломление в призме 3, эти лучи
попадут на экран в районе точки С. Ясно видно, что те лучи, которые
преломляются в наибольшей степени в первой призме, будут наиболее сильно
преломляться и во второй призме.
Все эти опыты позволили Ньютону сделать уверенное заключение: «Опытами доказывается, что лучи, различно преломляемые, имеют различные цвета; доказывается и обратное, что лучи, разно окрашенные, есть лучи, разно преломляемые».
Далее Ньютон ставит вопрос: «Возможно ли изменить цвет лучей какого-
либо рода в отдельности преломлением?» Выполнив серию тщательно продуманных
опытов, ученый приходит к отрицательному ответу на поставленный вопрос.
Рассмотрим один из таких опытов.
[pic]
[pic]
Опыт 4. Прохождение света через призмы и экраны со щелями
Рис. 4.6.
Пучок солнечных лучей разлагается на цвета призмой 1. Через отверстие
В в экране, поставленном за призмой, проходит часть лучей некоторого
определенного цвета. Эти лучи затем проходят через отверстие С во втором
экране, после чего попадают на призму 2. Поворачивая призму 1, можно при
помощи экранов с отверстиями выделять из спектра лучи того или иного цвета
и исследовать их преломление в призме 2. Опыт показал, что преломление в
призме 2 не приводит к изменению цвета лучей.
Окончательный вывод Ньютон сформулировал следующим образом: «Вид цвета и степень преломляемости, свойственные каждому отдельному сорту лучей, не изменяются ни преломлением, ни отражением, ни какой-либо иной причиной, которую я мог наблюдать. Если какой-нибудь сорт лучей был хорошо отделен от лучей другого рода, то после этого он упорно удерживал свою окраску, несмотря на мои крайние старания изменить ее».
1.5. Открытие аномальной дисперсии света. Опыты Кундта
До второй половины XIX века считали, что этот вывод справедлив всегда.
Но вот в 1860 г. французский физик Леру, проводя измерения показателя
преломления для ряда веществ, неожиданно обнаружил, что пары йода
преломляют синие лучи в меньшей степени, нежели красные. Леру назвал
обнаруженное им явление аномальной дисперсией света. Если при обычной
(нормальной) дисперсии показатель преломления с ростом длины волны
уменьшается, то при аномальной (необычной) дисперсии показатель
преломления, наоборот, увеличивается. Явление аномальной дисперсии было
детально исследовано немецким физиком Кундтом в 1871—1872 гг. При этом
Кундт воспользовался методом скрещенных призм, который был предложен в свое
время Ньютоном.
На рис. 4.10, а воспроизведена уже знакомая картина: при прохождении через две скрещенные стеклянные призмы свет дает на экране наклоненную полоску спектра. Теперь предположим, что одна из стеклянных призм заменена полой призматической кюветой, заполненной раствором органического соединения, называемого цианином; именно такую призму использовал Кундт в одном из своих опытов. Схема опыта Кундта
[pic]
представлена на рис. 4.10, где 1 — стеклянная призма, а 2 — призма,
заполненная раствором цианина. Стеклянная призма дает нормальную дисперсию.
Так как ее преломляющее ребро ориентировано вниз, то ось длин волн для
пучка лучей, выходящих из данной призмы, также направлена вниз (ось ( на
экране). Вдоль перпендикулярного направления на экране (вдоль оси n)
откладываются значения показателя преломления вещества, заполняющего вторую
призму. На экране наблюдается весьма специфическая картина спектра,
качественно отличающаяся от той, какую наблюдал в своих опытах Ньютон.
Видно, что n((1) < n((2), хотя (1 < (2. Заслуга Кундта заключается не
только в том, что он убедительно продемонстрировал явление аномальной
дисперсии, но и в том, что он указал на связь этого явления с поглощением
света в веществе. Указанная на рисунке длина волны (о есть длина волны,
вблизи которой наблюдается сильное поглощение света в растворе цианина.
Последующие исследования аномальной дисперсии света показали, что
наиболее интересные экспериментальные результаты получаются, когда вместо
двух скрещенных призм используется, например, призма и интерферометр. Такая
экспериментальная методика была применена известным русским физиком Д. С.
Рождественским в начале XX в. Рис. 4.11, воспроизведенный с фотографии,
полученной Д. С. Рождественским, демонстрирует явление аномальной дисперсии
в парах натрия. Внеся в используемую методику существенные
усовершенствования, ученый разработал так называемый «метод крюков», широко
применяемый в современной экспериментальной оптике.
[pic]
Рис. 4.11
Согласно современным представлениям и нормальная, и аномальная дисперсии рассматриваются как явления единой природы, описываемые в рамках единой теории. Эта теория основывается на электромагнитной теории света, с одной стороны, и на электронной теории вещества, — с другой. Строго говоря, термин «аномальная дисперсия» сохраняет сегодня лишь исторический смысл. С сегодняшних позиций, нормальная дисперсия — это дисперсия вдали от длин волн, при которых происходит поглощение
Рис. 4.12 света данным веществом, тогда как аномальная дисперсия — это дисперсия в области полос поглощения света веществом. На рис. 4.12 показана характерная зависимость показателя преломления от длины волны света для некоторого вещества, сильно поглощающего вблизи (о. В незаштрихованной области наблюдается нормальная дисперсия, а в заштрихованной — аномальная.
Эту призму называют призмой Лове. Мы говорили, что в данной призме разложение света на цвета не наблюдается на практике вследствие того, что все лучи выходят из призмы параллельно друг другу и исходный пучок имеет некоторую ширину.
Глава II
2.1. РАДУГА
Радуга — это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя. Однако далеко не все знают, как именно преломление света на капельках дождя приводит к возникновению на небосводе гигантской многоцветной дуги. Поэтому полезно подробнее остановиться на физическом объяснении этого эффектного оптического явления.
Радуга глазами внимательного наблюдателя. Прежде всего заметим, что
радуга может наблюдаться только в стороне, противоположной Солнцу. Если
встать лицом к радуге, то Солнце окажется сзади. Радуга возникает, когда
Солнце освещает завесу дождя. По мере того как дождь стихает, а затем
прекращается, радуга блекнет и постепенно исчезает. Наблюдаемые в радуге
цвета чередуются в такой же последовательности, как и в спектре, получаемом
при пропускании пучка солнечных лучей через призму. При этом внутренняя
(обращенная к поверхности Земли) крайняя область радуги окрашена в
фиолетовый цвет, а внешняя крайняя область — в красный. Нередко над
основной радугой возникает еще одна (вторичная) радуга — более широкая и
размытая. Цвета во вторичной радуге чередуются в обратном порядке: от
красного (крайняя внутренняя область дуги) до фиолетового (крайняя внешняя
область).
Для наблюдателя, находящегося на относительно ровной земной поверхности, радуга появляется при условии, что угловая высота Солнца над горизонтом не превышает примерно 42°. Чем ниже Солнце, тем больше угловая высота вершины радуги и тем, следовательно, больше наблюдаемый участок радуги. Вторичная радуга может наблюдаться, если высота Солнца над горизонтом не превышает примерно 52.
Радуга может рассматриваться как гигантское колесо, которое как на ось
надето на воображаемую прямую линию, проходящую через Солнце и наблюдателя.
На рис. 5.1.
[pic]
эта прямая обозначена как прямая OO1; O — наблюдатель, ОСD —
плоскость земной поверхности, (AOO1 = ( — угловая высота Солнца над
горизонтом. Чтобы найти tg((), достаточно разделить рост наблюдателя на
длину отбрасываемой им тени. Точка O1 называется противосолнечной точкой,
она находится ниже линии горизонта СD. Из рисунка видно, что радуга
представляет собой окружность основания конуса, ось которого есть ОO1; ( -
угол, составляемый осью конуса с любой из его образующих (угол раствора
конуса). Разумеется, наблюдатель видит не всю указанную окружность, а
только ту часть ее (на рисунке участок СВD), которая находится над линией
горизонта. Заметим, что (АОВ = Ф есть угол, под которым наблюдатель видит
вершину радуги, а (АОD = ( — угол, под которым наблюдатель видит каждое из
оснований радуги (где, по английскому поверью, закопан горшок с золотом).
Очевидно, что
Ф + ( = (
(2.1)
Таким образом, положение радуги по отношению к окружающему ландшафту
зависит от положения наблюдателя по отношению к Солнцу, а угловые размеры
радуги определяются высотой Солнца над горизонтом. Наблюдатель есть вершина
конуса, ось которого направлена по линии, соединяющей наблюдателя с
Солнцем. Радуга есть находящаяся над линией горизонта часть окружности
основания этого конуса. При передвижениях наблюдателя указанный конус, а
значит, и радуга, соответствующим образом перемещаются; поэтому бесполезно
охотиться за обещанным горшком золота.
Здесь необходимо сделать два пояснения. Во-первых, когда мы говорим о прямой линии, соединяющей наблюдателя с Солнцем, то имеем в виду не истинное, а наблюдаемое направление на Солнце. Оно отличается от истинного на угол рефракции. Во-вторых, когда мы говорим о радуге над линией горизонта, то имеем в виду относительно далекую радугу — когда завеса дождя удалена от нас на несколько километров. Можно наблюдать также и близкую радугу, на пример, радугу, возникающую на фоне большого фонтана. В этом случае концы радуги как бы уходят в землю. Степень удаленности радуги от наблюдателя не влияет, очевидно, на ее угловые размеры.
Из (2.1) следует, что Ф = ( - (. Для основной радуги угол у равен примерно 42° (для желтого участка радуги) а для вторичной этот угол составляет 52°. Отсюда ясно, почему земной наблюдатель не может любоваться основной радугой, если высота Солнца над горизонтом превышает 42°, и не увидит вторичную радугу при высоте Солнца, превышающей 52°. Если наблюдатель находится в самолете, то замечания относительно высоты Солнца требуют пересмотра; кстати говоря, наблюдатель в самолете может увидеть радугу в виде полной окружности.
Однако где бы ни находился наблюдатель (на поверхности Земли или над нею), он всегда есть центр ориентированного на Солнце конуса с углом раствора 42° (для основной радуги) и 52° (для вторичной).
Глава III
Экспериментальная установка для наблюдения смешения цветов
3.1. Описание установки
Ньютон провел обычный опыт со стеклянной призмой и заметил разложение света на спектр. (рис. 1)
[pic]
Рис.1
Направив луч дневного света на призму, он увидел на экране различные
цвета радуги. После увиденного он выделил из них семь основных цветов. Это
были такие цвета как: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и
фиолетовый (каждый охотник желает знать где сидит фазан). Ньютон выбрал
лишь семь цветов по той причине, что были наиболее яркие, он также говорил,
что в музыке всего семь нот, но сочетание их, различные вариации позволяют
получить совершенно различные мелодии. Проведя обратный опыт, т.е.
полученный спектр он направил на грань другой призмы и в результате опыта
Ньютон снова получил белый свет. На основе этих простых опытов Ньютону
пришла в голову мысль о создании круга состоящего из семи секторов и
закрашенных определенными цветами в результате вращения которого произойдет
их смешение и мы получим белую раскраску этого круга. В последствии этот
круг стали называть кругом Ньютона.
Попробуем повторить опыт Ньютона. Возьмем банку из под кофе и, предварительно ее обработав, закрепим в ней двигатель и понижающий напряжение трансформатор.
Рис.2
Трансформатор и мотор соединен по схеме:
[pic]
М - мотор, VD - выпрямительный диод, Т - понижающий трансформатор
В результате при включении двигателя в розетку сети питания семицветный круг, закрепленный на валу двигателя, начнет вращаться, и мы увидим сероватую окраску круга. Окраска круга при вращении серая по двум причинам:
1) скорость вращения круга очень низкая по сравнению со скоростью света;
2) круг окрашен с резкими цветовыми переходами, если сравнивать со спектром разложения белого света.
3.2. Устройство экспериментальной установки
Трансформатор.
Напряжение первичной обмотки: переменное напряжение 220 V.
Напряжение вторичной обмотки: переменное напряжение 12 V.
Мотор.
Рабочее напряжение: постоянное напряжение 9 – 15 вольт.
Частота вращения: 1200 об/мин.
Диод.
Кремниевый диод КД216.
Заключение.
В заключении я хочу сказать, что в целом поставленная цель об изучении,
более глубоком понимании такого явления как дисперсия света в итоге
достигнута. Для достижения этой цели пришлось постараться. Теперь, увидев
радугу или гало, мы можем не только любоваться этим красивым явлением, но и
объяснить причину их возникновения на “физическом“ языке, а не просто
поверхностное понимание. Для того чтобы глубже понять такое свойство света
как дисперсия, была изучена дополнительная литература по световым явлениям,
был изготовлен круг Ньютона, а также установка для вращения данного круга с
некоторой скоростью. В результате проведенных опытов и экспериментов в
данной работе были выявлены два вида дисперсии (нормальная и аномальная) и
явление смешения цветов, были рассмотрены основные причины возникновения
радуги. Таким образом, посредством теоретического изучения данной темы и ее
практического подтверждения и была достигнута основная цель.
Литература:
1. Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. «Курс общей физики» М.
«Просвещение»,1992.
2. Королев Ф.А. «Курс физики» М., «Просвещение», 1974.
3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. «Беседы о преломлении света» /под ред. В.А.
Фабриканта, изд. «Наука», 1982.
-----------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФИЗИКИ
Курсовая работа
по физике
Дисперсия света
Выполнил: студент 303 группы
Физико-математического факультета
Чистяков Алексей Юрьевич
Руководитель(
Суханова Ида Александровна
Доцент, кандидат
физико-математических наук
г. Шадринск
-2002-
Соединительные проводники
М
N
AD1 ( MO
BD ( ON
Понижающий трансформатор
Мотор постоянного тока
Выпрямительный диод
Страницы: 1, 2