2.2 Оценка уровня энергетической безопасности государства
В таблице 2 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.
Таблица 2. Оценка энергетической безопасности государства
| 
   | 
  
   Показатель (рассчитывается из табл. 1)  | 
  
   Год  | 
 |||||||||
| 
   2000  | 
  
   2001  | 
  
   2002  | 
  
   2003  | 
  
   2004  | 
  
   2005  | 
  
   2006  | 
  
   2007  | 
  
   2008  | 
  
   2009  | 
 ||
| 
   | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
   9  | 
  
   10  | 
  
   11  | 
 
| 
   1  | 
  
   Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3)  | 
  
   1,01951  | 
  
   1,01921  | 
  
   1,01915  | 
  
   1,01868  | 
  
   1,0182  | 
  
   1,01792  | 
  
   1,01715  | 
  
   1,01639  | 
  
   1,01721  | 
  
   1,01767  | 
 
| 
   2  | 
  
   Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1)  | 
  
   5988  | 
  
   6106  | 
  
   6155  | 
  
   6338  | 
  
   6535  | 
  
   6667  | 
  
   6992  | 
  
   7332  | 
  
   7328  | 
  
   7145  | 
 
| 
   3  | 
  
   Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1)  | 
  
   1278  | 
  
   1343  | 
  
   1427  | 
  
   1537  | 
  
   1693  | 
  
   1773  | 
  
   1844  | 
  
   1917  | 
  
   1977  | 
  
   1963  | 
 
| 
   4  | 
  
   Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6)  | 
  
   1,33148  | 
  
   1,32959  | 
  
   1,33642  | 
  
   1,34646  | 
  
   1,36294  | 
  
   1,30898  | 
  
   1,31254  | 
  
   1,33275  | 
  
   1,36213  | 
  
   1,35963  | 
 
| 
   5  | 
  
   Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1)  | 
  
   6,81241  | 
  
   6,78381  | 
  
   6,74266  | 
  
   6,80118  | 
  
   6,70548  | 
  
   6,65351  | 
  
   6,63013  | 
  
   6,36338  | 
  
   6,11035  | 
  
   6,12577  | 
 
| 
   6  | 
  
   Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12)  | 
  
   99,29  | 
  
   99,39  | 
  
   119,5  | 
  
   98,96  | 
  
   98,96  | 
  
   99,23  | 
  
   97,75  | 
  
   98,57  | 
  
   98,52  | 
  
   98,97  | 
 
| 
   7  | 
  
   Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13)  | 
  
   2,886  | 
  
   2,424  | 
  
   2,713  | 
  
   2,519  | 
  
   2,052  | 
  
   2,428  | 
  
   3,044  | 
  
   3,417  | 
  
   3,781  | 
  
   3,947  | 
 
| 
   8  | 
  
   Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7)  | 
  
   9,8213  | 
  
   10,9492  | 
  
   11,4011  | 
  
   11,4  | 
  
   11,7187  | 
  
   12,1799  | 
  
   12,7358  | 
  
   12,4835  | 
  
   13,0376  | 
  
   13,6731  | 
 
| 
   9  | 
  
   Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13)  | 
  
   1,418  | 
  
   1,586  | 
  
   1,280  | 
  
   1,655  | 
  
   0,515  | 
  
   0,425  | 
  
   0,342  | 
  
   0,286  | 
  
   0,236  | 
  
   0,176  | 
 
| 
   10  | 
  
   Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17)  | 
  
   16,22  | 
  
   19,90  | 
  
   18,35  | 
  
   18,33  | 
  
   19,30  | 
  
   25,21  | 
  
   25,02  | 
  
   25,90  | 
  
   26,17  | 
  
   26,93  | 
 
Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6 раз);
· В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией;
· Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показатель расхода КПТ в таблице 2;
· Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;
· Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;
· Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.
2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства
Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор нормативно-правовых документов[7].
1. Закон об энергетической безопасности.
Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия функционирования системы энергетической безопасности.
2. Закон «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории».
Составляется с учетом изменения статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования независимых производителей энергии.
3. Закон «Об использовании газа на территории».
Закладывает основы правового регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа.
4. Закон об использовании газа в виде газомоторного топлива.
Закон устанавливает условия функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива.
5. Закон «Об энергетическом заказе».
Одной из причин нарастающей угрозы энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.
6. Закон «О принципах тарифной политики на топливо, электро- и теплоэнергии».
Сегодня РЭК пользуется методиками ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке.
7. Закон «О льготах на топливо, электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов энергоснабжающих организаций».
Имеющиеся льготы, которые даются потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия.
8. Закон «О сертификации продукции и услуг по энергоэффективности».
Сертификации продукции по энергоэффективности в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции.
9. Постановление «О нормировании потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета лимитов на энергопотребление».
Действующие нормативы потребления значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов потребления.
10. Пакет документов администрации и РЭК о тарифной политике в исполнении закона.
В порядке реализации закона о порядке формирования тарифов.
11. Пакет документов о мотивации энергосбережения.
В порядке реализации закона «Об основах энергосбережения на территории».
12. Пакет документов о формировании энергосберегающего поведения.
13. Постановление «О создании механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов.
Защита интересов участников энергообеспечения от рисков и угроз.
14. Постановление «О создании системы управления энергетической безопасностью.