2.2 Оценка уровня энергетической безопасности государства
В таблице 2 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.
Таблица 2. Оценка энергетической безопасности государства
|
Показатель (рассчитывается из табл. 1) |
Год |
|||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3) |
1,01951 |
1,01921 |
1,01915 |
1,01868 |
1,0182 |
1,01792 |
1,01715 |
1,01639 |
1,01721 |
1,01767 |
2 |
Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1) |
5988 |
6106 |
6155 |
6338 |
6535 |
6667 |
6992 |
7332 |
7328 |
7145 |
3 |
Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1) |
1278 |
1343 |
1427 |
1537 |
1693 |
1773 |
1844 |
1917 |
1977 |
1963 |
4 |
Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6) |
1,33148 |
1,32959 |
1,33642 |
1,34646 |
1,36294 |
1,30898 |
1,31254 |
1,33275 |
1,36213 |
1,35963 |
5 |
Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1) |
6,81241 |
6,78381 |
6,74266 |
6,80118 |
6,70548 |
6,65351 |
6,63013 |
6,36338 |
6,11035 |
6,12577 |
6 |
Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12) |
99,29 |
99,39 |
119,5 |
98,96 |
98,96 |
99,23 |
97,75 |
98,57 |
98,52 |
98,97 |
7 |
Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13) |
2,886 |
2,424 |
2,713 |
2,519 |
2,052 |
2,428 |
3,044 |
3,417 |
3,781 |
3,947 |
8 |
Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7) |
9,8213 |
10,9492 |
11,4011 |
11,4 |
11,7187 |
12,1799 |
12,7358 |
12,4835 |
13,0376 |
13,6731 |
9 |
Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13) |
1,418 |
1,586 |
1,280 |
1,655 |
0,515 |
0,425 |
0,342 |
0,286 |
0,236 |
0,176 |
10 |
Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17) |
16,22 |
19,90 |
18,35 |
18,33 |
19,30 |
25,21 |
25,02 |
25,90 |
26,17 |
26,93 |
Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6 раз);
· В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией;
· Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показатель расхода КПТ в таблице 2;
· Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;
· Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;
· Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.
2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства
Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор нормативно-правовых документов[7].
1. Закон об энергетической безопасности.
Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия функционирования системы энергетической безопасности.
2. Закон «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории».
Составляется с учетом изменения статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования независимых производителей энергии.
3. Закон «Об использовании газа на территории».
Закладывает основы правового регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа.
4. Закон об использовании газа в виде газомоторного топлива.
Закон устанавливает условия функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива.
5. Закон «Об энергетическом заказе».
Одной из причин нарастающей угрозы энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.
6. Закон «О принципах тарифной политики на топливо, электро- и теплоэнергии».
Сегодня РЭК пользуется методиками ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке.
7. Закон «О льготах на топливо, электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов энергоснабжающих организаций».
Имеющиеся льготы, которые даются потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия.
8. Закон «О сертификации продукции и услуг по энергоэффективности».
Сертификации продукции по энергоэффективности в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции.
9. Постановление «О нормировании потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета лимитов на энергопотребление».
Действующие нормативы потребления значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов потребления.
10. Пакет документов администрации и РЭК о тарифной политике в исполнении закона.
В порядке реализации закона о порядке формирования тарифов.
11. Пакет документов о мотивации энергосбережения.
В порядке реализации закона «Об основах энергосбережения на территории».
12. Пакет документов о формировании энергосберегающего поведения.
13. Постановление «О создании механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов.
Защита интересов участников энергообеспечения от рисков и угроз.
14. Постановление «О создании системы управления энергетической безопасностью.