Энергетическая безопасность государства

3. Угрозы энергетической безопасности и направления их нейтрализации (на примере России)

3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства


На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.

Выделяются следующие ее аспекты[8]:

·                    функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;

·                    защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.

Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.

Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз (таблица 3).

Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]

Угрозы

Последствия

1. Экономические угрозы.

1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих его отраслей.

- Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации.

- Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов.

- Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным.

- Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ.

- Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков.

- Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений  

1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного использования природных ресурсов.

- Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию, инфляция. 

1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые энергоресурсы.

- Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы.

- Информационная «война», порождающая социальную напряженность.

- недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.  

1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов.

- Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств за их потребление.

1.5. Слабость хозяйственных связей.

- Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки, качества энергоресурсов.

2. Технические угрозы.

2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации, недопустимо высокий уровень износа оборудования.

- Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат.

- Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений.

- Увеличение загрязнения окружающей среды.

- Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).

2.2. Угроза – отсутствие владельцев электрической и тепловой сетей и установок (бесхозные сети)

- Отсутствие ответственных за техническое состояние объектов и увеличение количества отключений потребителями.

2.3. Нерациональное размещение производительных сил, приводящие к неуправляемой концентрации производств повышенного риска.

см. последствия 1.1.

- Рост количества каскадных (цепных) аварий.

- Рост последствий неэнергетических аварий.

2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних источников ФОРЭМ.

- Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным.

- веерное отключение потребителей.

2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и предприятий от централизованных источников.

- Резкий рост социальных проблем при низких температурах.

- Рост числа заболеваний и обострение болезней.

- Эвакуация жителей и охрана жилья

2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения.

- Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии.

- Переход на топливо низшего качества.

- Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.

2.7. Снижение технической безопасности ТЭК.

- Перспектива лавинообразного выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс.

2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии.

- Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов.

- Монополизм энергетического рынка.

- Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.

2.9. Снижение экологической безопасности.

- Рост выбросов и загрязнений.

2.10. Стихийные бедствия – наводнения, ураганы, оползни, гололедные явления.

- Рост аварийности оборудования.

- Рост объемов недоотпуска.

3. Управленческо-правовые угрозы.

3.1. Неэффективность реализации экономической и энергетической политики, несовершенство законодательства.

- Экономические последствия по п.1.

3.2. Неэффективность энергосберегающей политики.

- Перерасход энергоресурсов.

- Перерасход бюджетных средств.

3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования естественных монополий.

- Перерасход ресурсов.

- Криминализация энергетических бизнесов.

- Монополизация энергетического рынка.

3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой.

- Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.

4. Социально-политические угрозы

4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на предприятиях ТЭК.

- Ограничение отпуска энергии.

4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые диверсионно-террористическими актами на объектах ТЭК

- Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии. 

4.3. Действие общественных движений антиатомной, антиэнергетической направленности.

- Блокирование принятия решений и осуществления обоснованных проектов на развитие энергетики.

4.4. Противоправные действия региональных органов власти и предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка.

- Рост тарифов.

- Ограничения отпуска энергоресурсов.

- Замораживание инвестиций.


3.2    Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства


Для управления энергетической безопасностью РФ необходимо обеспечить[10]:

•        мониторинг энергетической безопасности по показателям (индикаторам);

•        идентификацию существующих и прогнозируемых угроз энергетической безопасности;

•        поиск наилучших путей преодоления угроз;

•        ввод в действие принятых мероприятий;

•        анализ эффективности реализованных мероприятий.

Предлагается создать технологию, основанную на использовании «сценарных» методов управления.

Для создания системы обеспечения энергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер[11].

1. Должна быть сформирована система объективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этого необходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важных интересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ в целом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализа формируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанных с ними угроз. Примерный перечень индикаторов энергетической безопасности был приведен выше.

Индикаторы могут быть как количественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждому показателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, в рамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.

2. Для идентификации уже существующих угроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей. В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиваться непрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов и состояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетической безопасности.

Объектами мониторинга являются:

•        электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главной хозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией и топливом;

•        территориально-хозяйственные объекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость и взаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственные комплексы топливом и энергией;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать