2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В – южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А – южным.
VI. К одноименным магнитным полюсам подносят стальные булавки. Как расположатся булавки, если их отпустить?
1. Будут висеть отвесно.
2. Головки притянутся друг к другу.
3. Головки оттолкнутся друг от друга.
VII. Как направлены магнитные линии между полюсами дугообразного магнита ?
1. От А к В. 2. От В к А.
VIII. Одноименными или разноименными полюсами образован магнитный спектр ?
1. Одноименными. 2. Разноименными
IX. Какие магнитные полюсы изображены на рис.?
1. А – северный, В – южный.
2. А – южный, В – северный.
3. А – северный, В – северный.
4. А – южный, В – южный.
X. Северный магнитный полюс расположен у … географического полюса, а южный у … .
1. южного … северного.
2. северного … южного.
Правильные ответы к тексту входного контроля.
|№ вопроса |I |II |III |IV |V |VI |VII |VIII |IX |X |
|Ответ |3 |3 |1,4 |2 |3 |3 |1 |2 |2 |1 |
Время работы 15-20 мин.
Нормы оценок
К первому уровню относятся вопросы II,- IV, VII-X
Ко второму уровню относятся вопросы I,V – VII
Поэтому нормы оценок такие за 5-6 правильных ответов - “3” за 7-8 правильных ответов - “4” за 9-10 правильных ответов - “5”.
Тест входной контроль дается на первом уроке темы “Магнитное поле” (на
предыдущем уроке было дано задание повторить “Магниты. Магнитное поле”) для
выявления прочности знаний учащихся.
Проверка проводится в режиме самоконтроля. Ответы на тест проецируются на
экран с помощью кодоскопа.
Самооценка заносится в открытый журнал.
В классе с естественно-научной направленностью (химия, биология) были
получены такие результаты:
Общее количество учащихся –18
|Отлично |Хорошо |Удовлетворительно |Неудовл. |
|2 |9 |6 |1 |
В течение этой же тридцатки сложные задания были проанализированы учениками.
Физический диктант №1.
|Вариант I отвечает на вопросы 1-4 по |Вариант II отвечает на вопросы 1-4 по |
|физической величине “Магнитная |физической величине “Магнитный поток” |
|индукция” | |
1. Определение физической величины.
2. Что характеризует данная величина?
3. а) Формула для расчета. Что означает каждая величина, входящая в формулу? б) Зависит ли физическая величина от величин, входящих в формулу ? Как ?
4. определение единицы измерения физической величины в Си; ее наименование.
5. Определение линии магнитной индукции.
6. Какими общими свойствами обладают линии магнитной индукции и линии напряженности электрического поля ? В чем состоит разница между ними ?
7. Что можно сказать о магнитном поле по картине расположения линий магнитной индукции?
Физический диктант №1 выполняется на втором составном уроке изучения темы
“Магнитное поле”, для коррекции усвоения учащимися понятия “Магнитная индукция” и “Магнитный поток”. Поэтому вопросы с 1 по 4 выполняются по вариантам. I вариант пишет о магнитной индукции, II вариант – о магнитном потоке.
5-7 вопросы одинаковы для обоих вариантов.
Нормы оценок 3-4 правильных ответов “3”
5-6 правильных ответов “4”
7 правильных ответов “5”
(к I уровню относятся вопросы 1, 2, 3а, 4, 5. Ко II уровню для классов, где физика непрофильный предмет, относятся вопросы 3б, 6, 7).
Физический диктант №1 проверяется в режиме взаимоконтроля. Проверяющие выставляют оценки в открытый журнал.
Время работы 12-15 мин.
В ходе выполнения физического диктанта были получены такие оценки.
Общее количество учащихся –18.
|Отлично |Хорошо |Удовлетворительно |Неудовл. |
|5 |5 |8 |- |
На 3 тридцатке этого же урока корректируется умение решать расчетные задачи на силу Ампера и магнитный поток в ходе самостоятельной работы №1.
Самостоятельная работа №1 выполняется по уровням. Работа состоит из 4 задач, две из них – на уровне образовательного стандарта, две – задачи повышенного уровня (II).
Самостоятельная работа №1.
Вариант 1.
1. С какой силой действует магнитное поле с индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м ? поле и ток взаимно перпендикулярны.
2. Какой магнитный поток пронизывает плоскую поверхность площадью 50 см[pic] при индукции 0,4 Тл, если эта поверхность расположена под углом [pic] к вектору индукции.
3. На рисунке представлено взаимодействие магнитного поля с током. Сформулировать задачу для этого случая и решить ее.
4. В проводнике с длиной активной части 8 см сила тока равна 50 А. Он находиться в однородном магнитном поле с индукцией 20 мТл. Найти совершенную работу, если проводник переместился на 10 см перпендикулярно линии индукции.
Вариант 2.
1. Какая сила действует на проводящую шину длиной 10 м, по которой проходит ток 7 кА, в магнитном поле с индукцией 1,8 Тл, если магнитная индукция направлена перпендикулярно проводнику ?
2. Чему равен магнитный поток через плоскую поверхность площадью 300 см[pic], если индукция поля 1,2 Тл, а площадка расположена под углом
[pic] к вектору магнитной индукции ?
3. На рисунке представлено взаимодействие магнитного поля с током. Сформулируйте задачу для этого случая и решите ее.
4. По горизонтально расположенному проводнику длиной 0,2 м и массой
[pic]кг течет ток 10 А. Найти индукцию (модуль и направление) магнитного поля, в которое нужно поместить проводник, чтобы сила тяжести уравновесилась силой Ампера.
Поэлементный анализ задачи №1 самостоятельной работы №1
|Записать |Перевод в Си |Записать |Записать |Вычисление |
|условие задачи | |формулу |условие | |
| | |[pic] |[pic] | |
|1б |1б |1б |1б |1б |
Количество баллов за задачу №1 – 5.
Поэлементный анализ задачи №2.
|Записать |Перевод |Записать |Записать |Определение |Вычисление|
|дано |в Си |формулу |условие |[pic] | |
| | |[pic] |[pic] | | |
|1б |1б |1б |1б |1б |1б |
Количество баллов за задачу №2 – 6.
Поэлементный анализ задачи №3.
|Записать условие|Применить правило |I в. Определить полюса магнита |
|задачи |левой руки |II в. определить направление [pic] |
|2б |1б |1б |
Количество баллов за задачу №3 – 4.
Поэлементный анализ задачи №4.
|I |Перево|Запись |Запись |Записать|Подстано|Вычисле|Проверка |
|вариант|д в Си|формулы|формулы |условие |вка |-ние |размерности |
| | | |[pic] |[pic] |[pic] | |[A] |
|Запись | |[pic] | | | | | |
|дано | | | | | | | |
|2 |Чертеж|Запись |Запись |Подстави|Выразить|Проверк|Вычисление |
|вариант|, |условия|формулы |ть | |а |В |
| |опреде| |[pic] |[pic] |[pic] |размерн| |
|Запись |-ление|[pic] | | | |. [В] | |
|дано |[pic] | | | | | | |
|1б |1б |1б |1б |1б |1б |1б |1б |
Количество баллов за задачу №4 – 8.
Таким образом, общее количество баллов за самостоятельную работу может быть определено как 23.
Нормы оценок 8-12 б –“3”
13-18 б –“4”
19-23 б –“5”.
Время работы 30 мин.
Проверка – учитель.
В ходе выполнения самостоятельной работы были получены такие оценки.
Общее количество учащихся –15.
|Отлично |Хорошо |Удовлетворительно |Неудовл. |
|10 |3 |2 |- |
Коды правильных ответов к тесту №1.
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |
|I в. |1 |3 |3 |2 |2 |3 |4 |1 |1 |1 |3 |1 |
|II в.|1 |3 |3 |2 |1 |4 |3 |2 |2 |2 |3 |1 |
Нормы оценок 7-8 правильных ответов – “3”
9-10 правильных ответов – “4”
11-12 правильных ответов – “5”.
Время работы – 20-25 мин.
Тест №1 дается на 3 уроке для диагностических целей:
1. Знать понятия магнитное поле, магнитная индукция.
2. Уметь применять правило левой руки, правило буравчика.
3. Уметь решать расчетные задачи на силу Ампера.
Тест является обучающим, корректирующим знания учащихся, поэтому проверка
проводиться в режиме взаимоконтроля. Оценка заносится в открытый журнал
проверяющим. В классе с естественно-научной направленностью были получены
такие результаты.
|Отлично |Хорошо |Удовлетворительно |Неудовл. |
|2 |5 |9 |2 |
Общее количество учащихся –18.
После объяснения на второй тридцатке нового материала “Сила Лоренца” и
решения задачи №897 (р) проводиться тест на определение уровня обучаемости
- по методике, предложенной П.И. Третьяковым.
Задание на определение уровня обучаемости учащихся 10 класса.
1. Опишите силу Лоренца по плану а) что показывает данная величина; б) дайте определение силы Лоренца; в) формула для вычисления; г)единица измерения, что она означает;
2. Заряженный шарик падает между полюсами магнита со скоростью [pic] м/с. Заряд шарика [pic] Кл. индукция магнитного поля [pic] Тл. [pic].
С какой силой воздействует магнитное поле на шарик ?
3. Что общего и в чем различие силы Ампера и силы Лоренца ?
4. Положительно заряженная частица движется в плоскости рисунка в магнитном поле со скоростью [pic].
Направление вектора магнитной индукции изображено крестиками. Укажите стрелкой направление силы Лоренца.
5. Электрон движется в однородном магнитном поле с индукцией [pic] Тл.
Найдите период обращения электрона (заряд электрона [pic] Кл, масса электрона [pic] кг).
Как только 3-4 учащихся из класса выполнят задания – собрать рабочие тетради у всех. Если выполнены все пять заданий, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с четырьмя заданиями – второй, также высокий уровень обучаемости.
Если выполнены 3 и менее заданий – первый уровень.
В классе были получены такие результаты:
III уровень обучаемости – 1 ученик
II уровень обучаемости – 4 ученика
I уровень обучаемости – 13 учеников.
Из результатов теста следует, что общий уровень класса по изучению физики невысок, что соответствует профилю класса.
Для закрепления знаний по силе Лоренца проводится еще одна самостоятельная работа №2.
Она диагностирует цели:
1. Уметь применять правило левой руки для определения силы
Лоренца.
2. Уметь решать расчетные задачи на силу Лоренца.
Содержание самостоятельной работы взято в (3).
Она выполняется по уровням.
I уровень выполняет задачи №1,4 вариант “А”.
II уровень выполняет задачи №4,5,7 вариант “В”.
На выполнение этой самостоятельной работы отводиться 15 мин.
Взаимопроверку проводят учащиеся, оценку ставят в открытый журнал.
Оценки в классе с естественным профилем были такие.
|Отлично |Хорошо |Удовлетворительно |Неудовл. |
|10 |4 |2 |- |
Контрольная работа №3 по теме “Магнитное поле”.
I вариант.
1. Электрон движется в однородном магнитном поле. Чему равна работа силы, действующей на электрон.