1. Известно, что численность населения на земном шаре очень быстро увеличивается. Около 200 тыс. лет назад на Земле было приблизительно
1 млн. человек. Сейчас численность населения на планете уже превысила 5 млрд. человек; к 2000 г. она достигнет 6-7 млрд. человек. Такой быстрый рост населения, безусловно, усиливает воздействие человека на природу, причем в крупных городах наблюдается ухудшение окружающей среды. Между тем характерной чертой современного развития общества является урбанизация - процесс сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. С 1920 по 1960 г. городское население мира увеличилось втрое; предполагается, что к 2000 г. оно достигнет 5 млрд. человек.
2. В связи с развитием производства резко возрастает потребление топлива и энергии. Так, только за последние 100 лет выработка энергии на душу населения увеличилась в 20 раз. Значительно возросла добыча полезных ископаемых. Многие из них, ранее казавшиеся неисчерпаемыми, теперь стали дефицитными. Ведь ежегодно добывается почти 100 млрд. т. руды, горючих ископаемых и строительных материалов. Общество вынуждено переходить к использованию менее богатых их запасов, расширять территории, где ведутся разработки.
3. Значительно увеличивается распашка земель. Раньше большие площади земли находились в природном обороте; все воспроизводство на них регулировалось самой природой. Теперь таких земель остается все меньше; они вовлекаются в хозяйственный оборот. Большое влияние оказывает человек и на водные ресурсы, являющиеся частью природной среды: создает многочисленных крупных водохранилища, каналы, выемки горных пород в связи с расширением добычи полезных ископаемых и пр.
4. Реальной стала угроза повышения температуры поверхности Земли на 2-
3°С в первой четверти XXI в. вследствие усиления «парникового эффекта», создаваемого атмосферой планеты и зависящего от содержания в ней углекислого газа и других веществ. Ухудшается прозрачность воздушной оболочки Земли, а также чистота вод; например, около в поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой, в воздух ежегодно выбрасывается около 1 млрд. т. различных взвесей, среди которых есть неизвестные природе канцерогенные вещества. Главное же
- человечество столкнулось с возможностью потери равновесия в природе: так, темп увеличения безвозвратного забора воды на промышленные и бытовые нужды достиг 4 - 5% в год; каждые 15 лет удваивается площадь отчуждаемых у природы земель и др.
5. Сферу вторжения человека в природу сильно расширяют наука и техника вследствие роста масштабов использования традиционных и новых природных ресурсов, а также производственной деятельности человека, которая имеет разнообразные направления. Среди этих направлений можно выделить следующие: физические (в том числе термодинамические, механические, электромагнитные), химические и биологические.
До недавнего времени биологический аспект деятельности человека был самым угрожающим: люди заводили, например, коз и овец, которые буквально съедали растительность целых стран; уничтожали крупных животных; вырубали леса, вызывая тем самым деградацию почвенного покрова, и т.д. Этот аспект существует и сейчас, однако наряду с ним возник и теперь уже стал главенствующим химический, который вызывает в наши дни наибольшие опасения, ибо продукция именно химической промышленности оказывает разрушительное влияние на природу.
Химическая деятельность человека в природе складывается из потребления химических веществ, массированного «перевода» их из земных недр на поверхность, в атмосферу и даже в космос, загрязнения окружающей среды отходами, насыщения биосферы новыми, нехарактерными для нее высокоактивными химическими соединениями. В результате могут создаваться такие интенсивные, катастрофические изменения условий существования организмов, их сообществ и целых экосистем, которые грозят им разрушением - вплоть до невозможности восстановления первоначальной структуры и функций.
Для создания современной атмосферы природе понадобились миллионы лет, человеку, по-видимому, теперь достаточно нескольких десятилетий, чтобы вернуть ее к тому состоянию, которое она имела в третичный период. Биосфера не в состоянии сама справиться с нагрузкой, приспособиться к ней, нейтрализовать ее отрицательное воздействие при помощи саморегуляции и самоочищения. Увеличивающееся загрязнение приобрело глобальный характер, угрожающий здоровью человека и среде его обитания необратимыми изменениями.
Вследствие этого насущно необходимыми стали: всестороннее изучение
влияния человеческой деятельности на природу, выяснение способов сохранения
оптимального функционирования природных процессов в условиях НТП, глубокое
и всеобъемлющее исследование взаимной зависимости изменений природной среды
и развития промышленности, энергетики, разнообразных транспортных средств,
роста интенсификации использования природных богатств, а также научно
прогнозируемое преобразование природы и управление ею в интересах общества.
Проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования и
воспроизводства природных ресурсов требуют глубокого знания законов природы
и умелого их использования человеком в интересах нынешних и будущих
поколений.
Отражая многовековой опыт взаимодействия человека с окружающей средой,
экологические знания прошли путь развития от эмпирического уровня до
теоретического. Совершенствуясь в процессе общественной деятельности людей,
они в свою очередь влияют на отношения общества к природе, определяя и
регулируя эти отношения. При этом созидательной и преобразующей силой в
творческом общении человека с природой выступает трудовая деятельность.
Воздействие на естественную среду совершается людьми внутри конкретного
общественного организма, поэтому оно всегда имеет характер общественного
отношения, содержание которого определяется соответствующим социально-
экономическим строем общества. Как объективная реальность, природа не может
сама по себе быть капиталистической или социалистической, но использование
людьми ее ресурсов и ее охрана осуществляются в рамках общественных
отношений, отражающих социально-экономическую и классово-политическую
структуру общества. Поэтому характер и сущность взаимодействия общества с
природой определяются конкретной общественно-экономической формацией.
Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое
образование учащихся должны стать неотъемлемыми компонентами учебного
процесса.
Основные показатели экологической культуры таковы:
. знание общих закономерностей развития природы и общества;
. понимание взаимосвязи их существования и истории, того, что природа составляет первооснову становления и эволюции человечества;
. осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природной средой;
. отсутствие потребительского отношения к природе только как к источнику материальной выгоды;
. умение предвидеть последствия влияния деятельности людей на биосферу
Земли;
. подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, забота об окружающей среде;
. умение сохранять благоприятные природные условия и конкретный труд в этом направлении.
«Экологическая культура личности, таким образом, предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе
В нашей стране сложилась и эффективно развивается система государственных и общественных форм экологического образования и воспитания молодежи. Общеобразовательная средняя школа занимает в ней особое, главенствующее место, потому что:
1) введение всеобщего среднего образования и изучение в школе основ охраны природы позволяют овладеть экологической культурой всему подрастающему поколению страны;
2) экологическое образование и воспитание молодежи может быть осуществлено в школе повсеместно, непрерывно и последовательно;
3) дает возможность вести экологическое просвещение наиболее эффективным образом: на межпредметной основе, комплексно, постепенно углубляя и обогащая экологические знания учеников и формируя у них соответствующие умения и навыки;
4) поскольку все ученики привлечены к общественно полезному труду, и после окончания школы большинство из них будет работать на производстве и в сфере обслуживания, они смогут успешно реализовать полученные экологические знания и навыки;
5) экологические знания необходимы для совершенствования самого учебно- воспитательного процесса: для формирования целостной картины мира, представлений о взаимодействии общества и природы в условиях НТП, глубокого и прочного усвоения программного материала, полноценной политехнической подготовки учащихся и их профессиональной ориентации.
Таким образом, экологическое образование можно рассматривать как необходимый элемент общего среднего образования молодежи, связанный с овладением ею научными основами взаимодействия природы и общества. При этом экологические знания выступают в качестве связующего звена между теоретическими сведениями, приобретаемыми в школе, и практикой, жизнью.
Экологическое образование и воспитание учащихся - сложный
педагогический процесс. В конечном счете, он должен обеспечить понимание
важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и
оценить последствия своей деятельности, осознание природы как национального
общественного достояния, приумножать которое - долг каждого гражданина
страны. Ведь экологические знания выступают в роли теоретической основы
рационального поведения человека (и общества в целом) в природе и одного из
важных аспектов научной картины мира. Поэтому под экологическим
образованием и воспитанием следует понимать психолого-педагогический
процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах
природопользования, убеждений в необходимости действовать в соответствии с
ними, практических навыков и активной жизненной позиции в области охраны
природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экологическое образование и воспитание включает также формирование у
человека сознания, отражающего различные стороны материального единства
мира и взаимоотношений человека и природы, экологического стиля мышления,
юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на
окружающий мир и место в нем человека. Поэтому в содержание школьного
образования должны быть включены следующие элементы: системы знаний о
взаимодействии общества и природы, ценностной экологической ориентации,
системы норм и правил отношения к природе, умений и навыков по ее изучению
и охране. Чтобы обеспечить полноценное экологическое образование и
воспитание учащихся, необходима «экологизация» всего учебно-воспитательного
процесса в школе и прежде всего по предметам естественнонаучного цикла.
Ведь в формировании экологического сознания важную роль играют идеи
целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений и
процессов, изменения и развития окружающей среды, наиболее полно выраженные
в современном учении о биосфере (основоположником которого является В. И.
Вернадский), а также в учении о географической оболочке как комплексе
природных факторов, в условиях действия которых протекает многообразная
деятельность человека. Знания об эволюции природы, законах развития ее
многообразных и усложняющихся форм, о взаимодействиях и
взаимообусловленности природных процессов составляют физическую, химическую
и биологическую картины природы в их единстве. Раскрыть эту взаимосвязь и
составить целостную картину природы необходимо при изучении всех
естественнонаучных дисциплин, в том числе физики.