Выбор и расчет электродвигателя
Введение
Для передачи вращающего момента, от вала двигателя к валу рабочей машины, в приводах различных машин и механизмов применяются редукторы.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращающего момента от вала двигателя к валу рабочей машины, поэтому редукторы широко применяются в приводах различных машин и механизмов. Редуктор состоит из корпуса (ленточного чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д.
Редуктор предназначен для понижения угловой скорости и соответственно повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор проектируют либо для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Передаточное отношение одноступенчатых цилиндрических редукторов ограничено Umax ≤ 6,3, поэтому для реализации больших передаточных отношений в схему привода дополнительно включают цепные или ременные передачи.
Для привода ленточного конвейера спроектировать одноступенчатый цилиндрический редуктор общего назначения с прямозубыми колесами предназначенный для длительной эксплуатации. Передача нереверсивная , нагрузка близкая к постоянной. Работа двухсменная.
Исходные данные:
Тяговое усилие ленты Fл = 2,07 кН
Скорость ленты Vл = 1,33 м/с
Диаметр приводного барабана Дб = 380 мм
Схема привода
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет
По таблице 1.1 [1] принимаем:
К.п.д. пары цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98;
К.п.д. пары подшипников качения h3 = 0,99;
К.п.д. открытой цепной передачи h2 = 0,92;
К.п.д. потерь в опорах приводного барабана h4 = 0,99
Общий К.п.д. привода
h = h1 × h22× h3× h4 = 0,98 × 0,992 × 0,92 × 0,99 = 0,87
Мощность на валу барабана
Рб = Vл× Fл = 1.33× 2.07 = 2.75кВт
Требуемая мощность электродвигателя
кВт
Угловая скорость барабана
рад/с
Частота вращения барабана
об/мин.
По ГОСТ 19523- 81 (таблица п.1) по требуемой мощности Ртр = 3,15 кВт выбираем асинхронный трехфазный короткозамкнутый электродвигатель серии 4А с синхронной частотой частотой вращения nc = 1000 об/мин. Типа 112 МВ6 с параметрами Рдв = 4 кВт и скольжением S = 5,1%.
Номинальная частота вращения двигателя
nдв = 1000 (1-S) = 1000(1-0.051)=949 об/мин
Угловая скорость электродвигателя
рад/с
Передаточное отношение привода
Принимаем по ГОСТ 2185-66передаточное отношение редуктора Up = 4, тогда передаточное отношение цепной передачи
Вращающие моменты на валах:
На валу шестерни Н×м
Навалу колеса Т2 = T1 × Up = 31,7× 4 = 126,8 Н×м
Частоты вращения и угловые скорости валов
Вал В |
n1 = nдв= 949об/мин |
w1 = wдв = 99,3 рад/с |
Вал С |
об/мин |
рад/с |
Вал А |
n3 = nб = 67 об/мин |
n3 = nб = 67 об/мин |
2.Расчет зубчатых колес редуктора
По таблице 3.3 [1] выбираем материал зубчатых колес:
для шестерни сталь 45 – термообработка улучшение, твердость НВ 230;
для колеса – сталь 45 – термообработка улучшение, твердость НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения (формула 3.9 [1])
,
где GНlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения.
По таблице 3.2 [1] для материала колёс: Нlimb = 2НВ + 70.
КHL – коэффициент долговечности при длительной эксплуатации КHL = 1,0 (стр.33 [1]);
[Sн]- коэффициент безопасности. Для улучшеной стали [Sн] = 1,15 (cтр. 33 [1]).
Допускаемые контактные напряжения
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Коэффициент нагрузки, с учётом влияния изгиба от натяжения цепи, принимаем как для несимметрично расположенных колёс. По таблице 3.1[1] Кнл=1.25
Коэффициент ширины вунца по межосевому расстоянию Ψва= в/aw
Для прямозубых колёс Ψва= 0,16 (стр.36)
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяем по формуле 3.7 [1]
мм,
Принимаем по ГОСТ 2185–66 аw = 180 мм
где Ка = 49,5 – коэффициент для прямозубых колес (страница 32 [1]).
Нормальный модуль зацепления
m = (0,01¸ 0,02) аw = (0,01¸ 0,02) × 180 = (1,8¸ 3,5) мм.
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 3 мм
Определяем суммарное число зубьев колес
Число зубьев шестерни
Число зубьев колеса
Z2 = ZE –Z1= 120-24 = 96
Уточняем передаточное отношение
Уточняем межосевое расстояние
аw =0,5(Z1 – Z2)m = 0.5 (24+96) ·3 =180 мм
Основные размеры шестерни и колеса:
делительные диаметры:
d1=m·z1= 3·24 = 72мм;
d2=z2·m = 96·3 = 288мм.
Проверка: мм.
диаметры вершин зубьев
da1 = d1 + 2m = 72 + 2 × 3 = 78 мм;
da2 = d2 + 2m = 288 + 2 × 3 = 294 мм.
диаметры впадин зубьев
df1 = d1- 2.5 m = 72-2.5·3 = 64.5 мм
Ширина колеса мм.
Ширина шестерни b1 = b2 + (2÷5) = 30 + 4= 34 мм.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
.
Окружная скорость колеса и степень точности передачи:
м/с.
При такой скорости колёс следует принять 8-ую степень точности передачи.
По таблице 3.5 [1] при bd = 0.47 и твердости НВ< 350, принимаем КНb = 1.05.
По таблице 3.4 [1] при V = 3.6 м/с и 8-й степени точности, коэффициент КНa =1,09.
По таблице 3.6 [1] для шевронных колес коэффициент КHv = 1,05.
Тогда коэффициент нагрузки КН = КНb × КНa × КНv = 1.05 × 1,09 × 1,05 = 1.20
Проверяем контактные напряжения по формуле 3.6 [1]
Мпа < [Н].
Силы действующие в зацеплении:
окружная сила Н
радиальная сила Н,
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.25 [1]
£ [F].
где коэффициент нагрузки КF = KFb × KFv
По таблице 3.7 [1] при bd = 0.47,твёрдости НВ<350. Коэффициент КFb = 1,08
По таблице 3.8 [1] при V=3.6и 8-ой степени точности коэффициент КFv = 1.45
Тогда КF = 1,08· 1,45 =1,57
YF – коэффициент прчности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев zv:
тогда YF1 = 4.09 YF2= 3.61 (страница 42 [1]).
Допускаемые напряжения при изгибе
По таблице 3.9 [1] для стали 45 улучшенной при твердости НВ< 350 принимаем НВ.
для шестерни 0Flimb1 = 1,8 × НВ1 = 1,8 × 230 = 414Мпа;
для колеса 0Flimb2 = 1,81 × НВ2 = 1,8 × 200 = 360 Мпа.
Коэффициент безопасности [SF] = [SF]¢ [SF]''.
По таблице 3.9 [1]: [SF]¢ = 1,75 и [SF]'' = 1,0.
Тогда [SF] = 1,75 × 1,0 = 1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Производим сравнительную оценку прочности зубьев для чего находим отношение
:
для шестерни Мпа;
для колеса Мпа.
Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса , для которых это отношение меньше.
Мпа < [F2] = 206Мпа.
Вывод: условие прочности выполнено.
3. Предварительный расчет валов редуктора
Предварительный расчет валов проведем на кручение. Крутящие моменты в сучениях вылов: ведущего-T1 = 31,7 H·м; ведомого –Т2 = 126.8 Н·м
3.1 Ведущий вал
Крутящий момент на валу Т1 = 12.5.
Допускаемые напряжения на кручение [tк] = 25 Мпа.
Диаметр выходного конца вала
мм.
Так как ведущий вал редуктора соединяется муфтой МУВП с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры выходных концов валов.
По таблице 2[1] для электродвигателя 4A112М dдв = 32мм.
Тогда dв1 = 0,75 × dдв = 0,75 × 32 =24м (страница 296 [1]);
диаметр вала под подшипниками принимаем dп1 = 20мм.
Конструкция ведущего вала
3.2 Ведомый вал:
Крутящий момент на валу Т2 = 50×м. Диаметр выходного конца вала под ведущую звездочку цепной передачи определяем по пониженным напряжениям [tк] = 20 МПа, чем учитывается влияние изгиба вала от натяжения цепи:
мм
Принимаем dв2 = 32, диаметр вала под подшипники dп2 = 35м, под зубчатым колесом dк2 = 40.
Диаметр остальных участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
Конструкция ведомого вала
4. Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом, ее размеры определены выше:
Z1 = 24; m = 3мм; dа1 = 78; df1 = 64.5м; b1 = 34.
Колесо кованое, его размеры
d2 = 288; da2 = 294; b2 = 30мм; m = 3мм; Z2 = 96 мм; df2 = 280.5мм,
диаметр ступицы колеса dст2 = 1,6 dк2 = 64мм
длина ступицы колеса lст2 = (1,2¸1,5) dк2 = (1,2¸1,5) × 40 = (48-60)мм
принимаем lст2 = b2 = 50
Толщина обода d0 = (2¸4) m = (2¸4) × 3= (6¸12)мм
принимаем d0 = 10мм.
Толщина диска С = 0,3 × b2 = 0,3 × 30=9мм, принимаем с = 10мм
Диаметр окружности центров в диске
Дотв =0,5 (До + dст2) = 0.5(269+64) = 162мм
Страницы: 1, 2