В процессе формирования познавательных интересов учащихся межпредметные
связи (содержательные, операционно-деятельностные, организационно-
методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, они выступают
как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех других
положительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений.
Учебная деятельность с опорой на межпредметные связи вызывает
непосредственный интерес к урокам. Осуществляясь систематически, они
становятся условием формирования устойчивых познавательных интересов
школьников. Такие умения формируются на основе установления межпредметных
связей биологии с историей, географией, обществоведением, когда учитель
предлагает задачи типа «дать критику», «доказать», «обосновать»,
«аргументировать вывод» и т. п. Оценочный фактор в познании стимулирует
интерес и активность учащихся.
Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связей активно
формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы, что
особенно ценно для всестороннего развития личности старшеклассника.
Мировоззренческая направленность познавательных интересов — это устойчивое
стремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей,
объясняющих отношения «личность и общество», «природа и общество», «человек
и труд». Процесс формирования мировоззренческой направленности
познавательных интересов включает этапы:
I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоении общепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;
II. развитие и расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательной самостоятельности при решении межпредметных задач;
III. укрепление и углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянно развиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (система творческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).
Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников в деятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи с формированием мировоззренческих, ценностных ориентации личности, регулирующих ее социальную активность.
§3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ.
В основе молекулярной физики лежит представление об атомно-молекулярном строении материи, которое позволяет объяснить макроскопические свойства вещества в различных агрегатных состояниях и закономерности перехода веществ из одного состояния в другое. Химия - это наука, исследующая состав, строение и превращение одних веществ в другие. Иначе говоря и в молекулярной физике, и химии за основу взяты строение и свойства вещества, хотя в химии преимущественно внимание уделяется влиянию состава «строения вещества на его химические свойства, а в молекулярной физике - на физические свойства вещества.
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопроса взаимосвязи молекулярной физики и химии в курсе средней школы.
При изучении молекулярной физики взаимосвязь ее с химией проявляется в двух главных направлениях. Первое из них заключаются в использовании знаний учащихся, полученных ими в процессе изучения химии в качестве материала для доказательства основных положений молекулярной физики. Второе направление заключается в дополнении знаний о молекулярной физике рядом фактических сведений, изучаемых на уроках химии.
Характерно, что по ныне действующим программам учебникам, начиная с VII
(в химии - с VIII) и кончая XI классом, атомно-молекулярное учение получает
свое развитие, как в физике, так и в химии, при этом соответствующий
материал в учебниках базируется на ранее рассмотренных сведениях той или
иной дисциплины. Поэтому знание преподавателем содержания учебного
материала и практических навыков учащихся, полученных ими при изучении
смежной дисциплины, является одним из главных факторов, позволяющих
обеспечить прочное усвоение той или иной темы и кура в целом.
Важным звеном в организации межпредметной связи является наглядное сопоставление взаимосвязанных тем с указанием времени их прохождения, глубина изучения вопросов в смежных курсах и перечнем демонстраций, практических лабораторных работ, предусмотренных программами этих предметов.
Практика работы показала, что наиболее удобным в этом отношении является план межпредметной связи, составленный нами по теме «Молекулярная физика», изучаемое в X классе по новым программам и новому учебному пособию.
|Физика |Химия |
|Время |Программные вопросы |Время |Программные вопросы |
|изучен| |изучен| |
|ия | |ия | |
|X-I |I. Тепловые явления | | |
| |Температура. Тепловое | | |
| |равновесие. Уравнение | | |
| |состояния. Газовые | | |
| |законы. Закон | | |
| |Бойля-Мариотта. Закон | | |
| |Гей-Люссака Закон | | |
| |Авогадро Уравнение | | |
| |состояния идеального | | |
| |газа Количество | | |
| |переданной теплоты. | | |
| |Теплоемкость. | | |
| |Внутренняя энергия. | | |
| |Закон сохранения | | |
| |энергии в механических | | |
| |и тепловых процессах | | |
| |Тепловые двигатели | | |
| | |VIII-I|Реакции экзо - и эндотермические |
| | |VIII-I|Кислород и его физические свойства. |
| | |I |Воздух. Состав воздуха. Инертные |
| | | |газы, их свойства, а применение |
| | | |Горение в воздухе простых и сложных |
| | | |веществ |
| | |VIII-I|Водород Физические свойства |
| | |I |водорода. |
| | | |Тепловые явления при растворении |
| | |VIII-I|Грамм-атом и грамм-молекула. Объем |
| | |II |г-моля газа при нормальных условиях |
| | | |Закон Авогадро. Тепловой эффект |
| | | |химической реакции |
| | |IX-III|5Основные виды топлива. Способы |
| | | |сжигания твердого жидкого и |
| | | |газообразного топлива. Роль химии в |
| | | |энергетике |
|X-I |II. Основы | |
| |молекулярно-кинетическо| |
| |й теории. | |
| |Строение газообразных, | |
| |жидких и твердых тел. | |
| |Основное уравнение | |
| |молекулярно-кинетическо| |
| |й теории газов. | |
| |Температура – мера | |
| |средней кинетической | |
| |энергии молекул. | |
| |Броуновское движение. | |
| |Взаимодействие атомов и| |
| |молекул в веществе. | |
| | |VIII-|Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное|
| | |I |учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. |
| | | |Дальтона в создании основ, |
| | | |атомно-молекулярного учения. |
| | | |Молекулярная масса. |
| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |
| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |
| | | |связь. Значение периодического закона|
| | | |Д.И. Менделеева для научно – |
| | | |материалистического мировоззрения и |
| | | |развития науки и техники. |
| | |X-I |Теория химического строения. |
|X-I |III. Взаимные | |
| |превращения жидкостей и| |
| |газов | |
| |Силы взаимодействия | |
| |молекул. Испарение | |
| |жидкостей. Кипение. | |
| |Зависимость температуры| |
| |кипения от давления. | |
| |Влажность. | |
| | |VIII-|Ионная связь, механизм ее |
| | |II |образования. Ковалентная связь, |
| | | |механизм ее образования. Полярная и |
| | | |неполярная ковалентная связь. |
| | |VIII-|Вода и ее свойства. |
| | |II | |
| | |IX-II|Адсорбция и абсорбция. |
| | |I | |
|X-I |IV. Свойства жидкостей | |
| |и твердых тел | |
| |Особенности жидкого | |
| |состояния. | |
| |Поверхностное | |
| |натяжение. Капиллярные | |
| |явления. Смачивание. | |
| |Кристаллы. Анизотропия | |
| |кристаллов. | |
| |Поликристаллы. Аморфные| |
| |вещества и их свойства | |
| | |VIII-|Ионная связь. Ковалентная связь. |
| | |II |Полярная и неполярная ковалентная |
| | | |связь. Значение периодического закона|
| | | |Д.И. Менделеева для научно – |
| | | |материалистического мировоззрения и |
| | | |развития науки и техники. |
| | |VIII-|Вода и ее свойства. |
| | |III | |
| | |VIII-|Виды химической связи. Ионные, |
| | |IV |атомные и молекулярные кристаллы. |
| | |IX-II|Углерод. Аллотропия углерода. Уголь. |
| | |I |Адсорбция. |
| | |IX-II|Металлическая связь. Кристаллическое |
| | |I |строение металлов. Сплавы |
| | |IX-IV|Алюминий и железо, их сплавы и |
| | | |применение. |
| | |X-I |Теория химического строения вещества |
Следует заметить, что такого рода план не в состоянии полностью удовлетворить требования реализации межпредметной связи в преподавании физики и химии, т.к. он не отражает особенностей изложений взаимосвязанных тем в учебниках и других учебных пособиях, не включает вопросов комплексного характера, совершенно обходит вопросы межпредметной связи при решении задач в смежных курсах.
Анализ ныне действующих задачников по физике и химии показал, что имеется целый ряд задач и упражнений, развивающих у учащихся представления, одинаково ценные как для молекулярной физики, так и для химии, и что осуществление межпредметной связи при решении позволит в значительной степени дополнит, и углубить взаимосвязанные разделы смежный курсов.
Предварительное знакомство учителя физики с содержанием используемых задач смежного курса дает в одних случаях богатый иллюстративный материал для разъяснения сущности физико-химических процессов, а в других - позволяет при изложении определенной темы полностью базироваться на этом материале.
Прежде чем приступить к изучению молекулярной физики, следует иметь в виду, что этой теме предшествует ряд разделов физики и химии, описывающих различные стороны строения вещества и представляющих достаточную теоретическую и экспериментальную основу для изложения молекулярно- кинетической теории на более высоком уровне.