Региональная культура и история на уроках немецкого языка в средней школе

3) оснащённый разнообразными учебными средствами кабинет;

4) количество часов, позволяющее включить курс полностью или в виде

спецкурса (миникурса или в виде отдельных занятий) в школьную

программу обучению иностранному языку в урочное или внеурочное

время на протяжении учебного года (полугодия, четверти).[11]

Основу экстралингвистического содержания такого курса составляют знания

учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения

школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в

процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические,

исторические, литературоведческие, культуроведческие и другие сведения о

своём крае.

Таблица 1

|Примерное экстралингвистическое содержание регионального курса |

|Область знания |Основные сведения о регионе |

|География |Название региона, его основных центров; национальность и |

| |язык коренного населения; границы и пограничные государства,|

| |регионы; название и протяжённость главных водных |

| |магистралей; основные климатические особенности; главные |

| |природные богатства; ведущие отрасли промышленности и |

| |сельского хозяйства региона; транспорт. |

|История |Время возникновения первого поселения на территории региона;|

| |крупные исторические события; значительные исторические |

| |личности, жившие в этом регионе или посетившие его; названия|

| |исторических мест, памятников культуры . |

|Литература |Писатели, поэты, журналисты, жизнь и творчество которых |

| |связано с данным регионом, их связь со странами изучаемого |

| |языка; названия и краткое содержание произведений |

| |региональной литературы; наиболее распространённые в регионе|

| |легенды, сказания; названия региональных газет и журналов. |

|Искусство |Художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в данной |

| |местности, их основные произведения, связь со странами |

| |изучаемого языка; названия наиболее известных в регионе |

| |театров, кинотеатров, выставок, конкурсов; народные промыслы|

| |и предметы их производства; праздники, обряды, обычаи и |

| |песни. |

Исходный уровень знаний о регионе следует предварительно определить с

помощью теста на родном языке. В нём учащимся предлагается выбрать из 3-5

вариантов один правильный. Приведём примеры тестов.

1. Сколько жителей в твоём родном городе?

А) 75 тысяч;

Б) 100 тысяч;

В) 650 тысяч.

2. В каком году был основан твой родной город?

А) в 1653;

Б) в 1777;

В) в 1953.

Тест может содержать такие вопросы, на которые следует ответить «Да»

или «Нет». Он может быть дополнен заданиями и вопросами типа: Перечисли

известные тебе достопримечательности родного края; Что бы ты хотел узнать

из истории родного города, посёлка?

Проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а

также их интересы в данной области, нужно далее определить форму обучения и

сформулировать конечные цели курса.

Одной из таких форм может стать лекционно-реферативная. Конечные цели

здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии

(с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для

иностранных гостей, учащихся. Другой целью может стать подготовка к ролевой

игре «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагают свои

варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а совет экскурсоводов,

возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников

своего или параллельного класса, оценивает представленное и определяет

лучшие работы. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным

местам. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам

стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя

достопримечательности Берлина, Лондона или Парижа, дети часто затрудняются

назвать достопримечательности своего родного города. Традиционная форма

зачёта может завершить работу над региональным курсом.

Тематика рефератов или минирефератов разрабатывается учителем в

соответствии с экстралингвистическим содержанием курса или определяется

учащимися по своему желанию. Важно распределить темы рефератов и составить

график их «защиты» в начале работы на курсом. Одновременно следует

ознакомить учеников с критериями оценки рефератов. В зависимости от объёма

реферата оценки могут быть полными, развёрнутыми или краткими. Критерии

оценки могут формулироваться следующим образом:

|Критерии оценки реферата на иностранном языке по региональной тематике |

|Структурная организация реферата: введение, формулировка темы, постановка цели|

|и задач реферата, заключение, список литературы. |

|Содержание: |

|А) информативная насыщенность реферата; |

|Б) изложение собственного отношения к затронутым проблемам; |

|В) сложность проблемы/вопроса; |

|Г) соответствие излагаемого теме, целям и задачам реферата. |

|Форма изложения реферата: |

|А) степень владения материалом (свободная – говорение без конспекта; |

|несвободная – говорение с опорой на конспект); |

|Б) использование средств наглядности в процессе рассказа; |

|В) умение привлечь и контролировать внимание слушающих; |

|Г) структурная чёткость излагаемого материала. |

|Языковые требования: |

|А) языковая правильность (грамматическая и лексическая правильность); |

|Б) лексическое разнообразие речи. |

Основываясь на данных критериях, ученики и учитель могут составить

таблицу, куда во время ответа вносятся оценки по каждому из пунктов

(А,Б,В,Г) по пятибалльной системе. Затем на основе средней оценки по

каждому из четырёх критериев определяется общая оценка реферата. Учёт

мнений всех учащихся, хотя и усложняет выведение оценки, но вместе с тем

позволяет повысить интерес и ответственность как слушающих, так и

выступающих. Важным является также коллективное устное обсуждение реферата.

Практика показывает, что его целесообразно проводить на родном языке.

Естественно, что интегрирование регионоведения возможно не только в

классах (или школах) с углублённым изучением иностранных языков. Существуют

реальные возможности и для включения регионоведческого аспекта в учебный

процесс обычной общеобразовательной школы. Разумеется, нецелесообразно

проводить в подобных школах целый региональный курс, но, чтобы не нарушать

целостности занятий, сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в

связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (или во

внеурочное время). Например, рассказать о традиционном блюде Центральной

России «зелёные щи» или о вестфальских пряниках – при изучении темы «Еда»,

или об особенностях празднования Рождества в нашем регионе при подготовке

новогоднего утренника и т.п.

Другой формой проведения регионального курса может быть предметно-

ситуативная. Её основу составляют речевые ситуации, которые объединены чаще

всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи регионального

содержания.

Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при

работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных

граждан (туристов, студентов, школьников) данной конкретной местности.

Подобная макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых

формулируются коммуникативные задачи.

Таблица 2.

|Схема планирования регионального курса |

|Предмет речи |Функция |Коммуникативная|Речевой |Языковые |

| |общения |задача в |продукт |средства |

| | |речевой | | |

| | |ситуации | | |

|Достопримечательно|Познавательна|Иностранные |Односторонний|Ein |

|сти родного города|я |туристы |диалог – |Denkmal/eine |

| | |осматривают |расспрос |Bьste |

| | |исторические | |errichten, |

| | |памятники | |einweihen; der |

| | |города. Их | |Bildhauer; |

| | |интересует | |Verehrer haben;|

| | |дополнительная | |etw. auf Grund |

| | |информация об | |von Spenden |

| | |исторических | |bauen |

| | |памятниках | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать