Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке

С другой стороны постоянно растущий интерес современной лингвистики к

различным аспектам словообразования объясняется тем, что слово является

центральной единицей языка.

Собственные свойства слова как лексической единицы перекрещиваются в

нем со свойствами других элементов языка. Это взаимодействие лежит в основе

функционирования языковой системы в целом.

В современных исследованиях семантики произведенных слов все чаще

проявляется тенденция выйти за рамки самого слова как единицы языковой

системы, что вызвано стремлением понять, как функционируют производные

слова в речи и на этой основе глубже понять механизм формирования семантики

нового слова.

В настоящее время наблюдается расширение старых и появление новых

областей номинации («ословливания») вызванное бурным развитием науки,

техники, средств массовой информации.

Однако развитие номинативной функции языка отражается не только в

расширении и обновлении понятийной сферы отнесенности наименования, но и в

изменении способов номинации. Как известно, в разные эпохи языкового

развития и в разных языках преобладают различные типы создания номинаций.

Следует подчеркнуть, что номинативная функция языка развивается не только в

результате влияния социолингвистических факторов и эволюции общественно

исторического опыта носителей языка.

Важную роль играет изменение самих способов номинации.

В разные эпохи, как известно, и в разных языках преобладают различные

типы создания номинаций, действуют определенные типы активных номинативных

процессов.

Сложившаяся в языке лексическая система накладывает известные

ограничения на творческую деятельность людей, создающих новые слова.

Основная масса новых единиц образуется с помощью словообразовательных

средств. Термин «словообразование» имеет два основных значения, которые

следует четко различать. В первом своем значении он употребляется для

выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. Язык

находиться в состоянии непрерывного развития, включающего определенные

языковые процессы, в том числе и создание новых лексических единиц. Этот

процесс получил название «словообразование». Структура каждого некорневого,

а так же многих в настоящее время корневых слов представляет собой итог

процесса образования этих слов. Суть словообразовательных процессов

заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц

обозначения, и коль скоро такие наименования являются словами, термин

«словообразование» раскрывается в буквальном смысле, то есть прежде всего

как наименование процесса образования слов».

Во втором значении термин «словообразование» обозначает раздел науки,

занимающейся изучением процессов образования лексических единиц.

Основная задача словообразования заключается в изучении формальных,

семантических, генетических и других закономерностей и особенностей

образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития

языка, который является своеобразным барометром общественного развития,

чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой

жизни общества.

Новое понимание словообразования как источника не только готовых

названий, но и правил их образования по определенным моделям и схемам, в

соотношении с экстралингвистическими факторами, позволило значительно

углубить и уточнить представления о механизме словообразования в

соответствии с определенными принципами.

Само появление нового слова диктуется прагматическими потребностями.

Отправитель сообщения выбирает из наличного лексического тезауруса то, что

наилучшим образом выражает его мысли и чувства. Если в лексиконе

отправителя такого слова нет, то нередко он видоизменяет старую или создает

новую лексическую единицу. Новые лексические единицы создаются в процессе

речи как осуществление говорящим определенного коммуникативного намерения,

а не как единицы, заранее планируемые говорящим для расширения или

пополнения лексики.

Важным вопросом в рамках исследования является так же вопрос о том,

как создается новое слово. Установлено, что в акте первичного «крещения»

объекта участвует определенный индивидуум. В структуре акта номинации в

качестве отправного пункта оказывается сложное переплетение интенций

говорящего и его личных смыслов, то есть индивидуальное смысловое задание

говорящего.

Человек создающий новое слово (originator) стремится к

индивидуализации и оригинальности. Затем слово проходит несколько стадий

социализации (принятие его в обществе) и лексикализации (закрепление в

языковой системе). Слово воспринимается посредниками (purveyors), которые

распространяют его среди масс. Это, как правило, преподаватели

университетов, школьные учителя, репортеры, работники средств массовой

информации. Слово фиксируется в периодической печати. Очередная стадия

социализации – принятие слова широкими массами носителей языка. Далее идет

процесс лексикализации, а затем – приобретение навыков адекватного

употребления нового слова, то есть приобретение коммуникативно-

прагматической компетенции носителями языка.

Условно «цепочку неологизации» объекта действительности можно

представить следующим образом:

Человек создающий

новое слово

(originator - Найда)

Социализация слова

(принятие его

в обществе)

Лексикализация слова

(закрепление его в

языковой системе)

Процессы социализации слова и его лексикализации происходят через

взаимодействие посредников (например: учителей, репортеров, актеров, через

средства массовой информации и т.д. и т.п.)

Новыми словами лексикологи и лексикографы считают единицы, которые

появляются в языке позднее какого-либо временного предела, полагаемого за

исходный. Так некоторые исследователи считают таким пределом конец II

мировой войны. Другие связывают появление новых слов с освоением космоса и

определяют границу1957г. – годом. запуска первого спутника

Производство новых лексических единиц происходит по определенным

словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При

этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема

продуктивности модели или способа словообразования.

К настоящему времени бесспорными установленными признаками

деривационных отношений признаны производность по форме и мотивированность

по содержанию.

Современный английский язык располагает многими способами образования

новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение,

конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное

словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и

перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. и т.п. Однако не

все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес

каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы,

как словопроизводство и словосложение, дают основное количество

новообразований.

С помощью словопроизводства и словосложения создается 88% новых слов

(из 3000 исследованных слов). Другие же, например конверсия, лексико-

семантический способ, образуют новые слова в меньшем количестве, и,

наконец, третьи, к числу которых можно отнести чередование звуков и перенос

ударения в слове, малопродуктивны и в настоящее время почти не

используются, переходя в разряд исторических способов СО. В связи с этим,

принято выделять:

- малопродуктивные аффиксы

- продуктивные

- аффиксы, обладающие так называемой «абсолютной продуктивностью»,

т.е. такой способностью словопроизводства, при которой аффикс

имеет минимальные ограничения в сфере своего применения в качестве

словообразовательного элемента.

Продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик

самых различных языковых единиц. Особое значение приобретает

продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной

модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Так как в

словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и

на аффиксы, основы, т.е. словообразовательные элементы, а так же на способы

словообразования, семантика самого слова «продуктивность» очень широка.

Возможно, именно этот факт и стал причиной того, что по отдельным аспектам

этого понятия и даже по его основным характеристикам единого мнения среди

исследователей не существует.

Важно отметить, что в теории словообразования «продуктивность» имеет

синонимический термин – «словообразовательная активность», под которой

подразумевается способность того или иного образования, например

словообразовательного элемента, образовывать новые слова. Модель, аффикс,

основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть

пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или

не образуется совсем.

Очень подробную классификацию неологизмов с учетом продуктивности

способов словообразования предложил Луи Гилберт

Он предлагает выделить следующие группы неологизмов по способу создания:

I. Фонологические неологизмы, которые создаются из отдельных звуков

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать