С другой стороны постоянно растущий интерес современной лингвистики к
различным аспектам словообразования объясняется тем, что слово является
центральной единицей языка.
Собственные свойства слова как лексической единицы перекрещиваются в
нем со свойствами других элементов языка. Это взаимодействие лежит в основе
функционирования языковой системы в целом.
В современных исследованиях семантики произведенных слов все чаще
проявляется тенденция выйти за рамки самого слова как единицы языковой
системы, что вызвано стремлением понять, как функционируют производные
слова в речи и на этой основе глубже понять механизм формирования семантики
нового слова.
В настоящее время наблюдается расширение старых и появление новых
областей номинации («ословливания») вызванное бурным развитием науки,
техники, средств массовой информации.
Однако развитие номинативной функции языка отражается не только в
расширении и обновлении понятийной сферы отнесенности наименования, но и в
изменении способов номинации. Как известно, в разные эпохи языкового
развития и в разных языках преобладают различные типы создания номинаций.
Следует подчеркнуть, что номинативная функция языка развивается не только в
результате влияния социолингвистических факторов и эволюции общественно
исторического опыта носителей языка.
Важную роль играет изменение самих способов номинации.
В разные эпохи, как известно, и в разных языках преобладают различные
типы создания номинаций, действуют определенные типы активных номинативных
процессов.
Сложившаяся в языке лексическая система накладывает известные
ограничения на творческую деятельность людей, создающих новые слова.
Основная масса новых единиц образуется с помощью словообразовательных
средств. Термин «словообразование» имеет два основных значения, которые
следует четко различать. В первом своем значении он употребляется для
выражения постоянного процесса образования новых слов в языке. Язык
находиться в состоянии непрерывного развития, включающего определенные
языковые процессы, в том числе и создание новых лексических единиц. Этот
процесс получил название «словообразование». Структура каждого некорневого,
а так же многих в настоящее время корневых слов представляет собой итог
процесса образования этих слов. Суть словообразовательных процессов
заключается в создании новых наименований, новых вторичных единиц
обозначения, и коль скоро такие наименования являются словами, термин
«словообразование» раскрывается в буквальном смысле, то есть прежде всего
как наименование процесса образования слов».
Во втором значении термин «словообразование» обозначает раздел науки,
занимающейся изучением процессов образования лексических единиц.
Основная задача словообразования заключается в изучении формальных,
семантических, генетических и других закономерностей и особенностей
образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития
языка, который является своеобразным барометром общественного развития,
чутко реагирующим на малейшие изменения в научной, политической и другой
жизни общества.
Новое понимание словообразования как источника не только готовых
названий, но и правил их образования по определенным моделям и схемам, в
соотношении с экстралингвистическими факторами, позволило значительно
углубить и уточнить представления о механизме словообразования в
соответствии с определенными принципами.
Само появление нового слова диктуется прагматическими потребностями.
Отправитель сообщения выбирает из наличного лексического тезауруса то, что
наилучшим образом выражает его мысли и чувства. Если в лексиконе
отправителя такого слова нет, то нередко он видоизменяет старую или создает
новую лексическую единицу. Новые лексические единицы создаются в процессе
речи как осуществление говорящим определенного коммуникативного намерения,
а не как единицы, заранее планируемые говорящим для расширения или
пополнения лексики.
Важным вопросом в рамках исследования является так же вопрос о том,
как создается новое слово. Установлено, что в акте первичного «крещения»
объекта участвует определенный индивидуум. В структуре акта номинации в
качестве отправного пункта оказывается сложное переплетение интенций
говорящего и его личных смыслов, то есть индивидуальное смысловое задание
говорящего.
Человек создающий новое слово (originator) стремится к
индивидуализации и оригинальности. Затем слово проходит несколько стадий
социализации (принятие его в обществе) и лексикализации (закрепление в
языковой системе). Слово воспринимается посредниками (purveyors), которые
распространяют его среди масс. Это, как правило, преподаватели
университетов, школьные учителя, репортеры, работники средств массовой
информации. Слово фиксируется в периодической печати. Очередная стадия
социализации – принятие слова широкими массами носителей языка. Далее идет
процесс лексикализации, а затем – приобретение навыков адекватного
употребления нового слова, то есть приобретение коммуникативно-
прагматической компетенции носителями языка.
Условно «цепочку неологизации» объекта действительности можно
представить следующим образом:
Человек создающий
новое слово
(originator - Найда)
Социализация слова
(принятие его
в обществе)
Лексикализация слова
(закрепление его в
языковой системе)
Процессы социализации слова и его лексикализации происходят через
взаимодействие посредников (например: учителей, репортеров, актеров, через
средства массовой информации и т.д. и т.п.)
Новыми словами лексикологи и лексикографы считают единицы, которые
появляются в языке позднее какого-либо временного предела, полагаемого за
исходный. Так некоторые исследователи считают таким пределом конец II
мировой войны. Другие связывают появление новых слов с освоением космоса и
определяют границу1957г. – годом. запуска первого спутника
Производство новых лексических единиц происходит по определенным
словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. При
этом одной из ключевых проблем словообразования является проблема
продуктивности модели или способа словообразования.
К настоящему времени бесспорными установленными признаками
деривационных отношений признаны производность по форме и мотивированность
по содержанию.
Современный английский язык располагает многими способами образования
новых слов, к числу которых относятся словопроизводство, словосложение,
конверсия, сокращения, адъективизация, субстантивизация, обратное
словообразование, лексико-семантический способ, чередование звуков и
перенос ударения в слове (фонологический способ) и т.д. и т.п. Однако не
все перечисленные способы используются в одинаковой степени, и удельный вес
каждого из них в словообразовательном процессе неодинаков. Такие способы,
как словопроизводство и словосложение, дают основное количество
новообразований.
С помощью словопроизводства и словосложения создается 88% новых слов
(из 3000 исследованных слов). Другие же, например конверсия, лексико-
семантический способ, образуют новые слова в меньшем количестве, и,
наконец, третьи, к числу которых можно отнести чередование звуков и перенос
ударения в слове, малопродуктивны и в настоящее время почти не
используются, переходя в разряд исторических способов СО. В связи с этим,
принято выделять:
- малопродуктивные аффиксы
- продуктивные
- аффиксы, обладающие так называемой «абсолютной продуктивностью»,
т.е. такой способностью словопроизводства, при которой аффикс
имеет минимальные ограничения в сфере своего применения в качестве
словообразовательного элемента.
Продуктивность, как известно, является одной из главных характеристик
самых различных языковых единиц. Особое значение приобретает
продуктивность, в частности, при характеристике словообразовательной
модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов. Так как в
словообразовании понятие продуктивности, кроме моделей, распространяется и
на аффиксы, основы, т.е. словообразовательные элементы, а так же на способы
словообразования, семантика самого слова «продуктивность» очень широка.
Возможно, именно этот факт и стал причиной того, что по отдельным аспектам
этого понятия и даже по его основным характеристикам единого мнения среди
исследователей не существует.
Важно отметить, что в теории словообразования «продуктивность» имеет
синонимический термин – «словообразовательная активность», под которой
подразумевается способность того или иного образования, например
словообразовательного элемента, образовывать новые слова. Модель, аффикс,
основа могут быть активны в создании новых слов и, наоборот, могут быть
пассивны, т.е. с их помощью образуется незначительное количество слов или
не образуется совсем.
Очень подробную классификацию неологизмов с учетом продуктивности
способов словообразования предложил Луи Гилберт
Он предлагает выделить следующие группы неологизмов по способу создания:
I. Фонологические неологизмы, которые создаются из отдельных звуков