Античное искусство Рима

Великой Грецией и была богатой греческой колонией. Экспансия Рима обогащала

привилегированную часть его общества. Усилилось влияние денежно-

ростовщических групп так называемого сословия всадников. Обогатилась и

верхушка непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие

государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую знать-

нобилитет.

Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд

постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и

ремесленников.

Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам непосредственно

соприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаяся торговая и

военная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим прежде всего с

торговой аристократической республикой на севере Африки Карфагеном,

господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война

(264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и

даже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала

римлянам Испанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146

гг.) привела к сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были

присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким образом

к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.

Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше

завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции

является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь

страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда,

защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины теперь

развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко добываемым

богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все плоды своей

вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и политиков.

Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше. Достаточно

указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса были заимствованы

из Греции. Однако это влияние, вероятно, было поверхностным и, главное,

совершенно не отразилось на литературе. Другое дело – влияние Греции после

1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий

Андроник, в 240 г., т.е. сейчас же после войны, ставит в Риме драму на

латинском языке.

Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому

Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к

эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной

суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций Катон

(Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих эпикурейцев Алкея и

Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих философов и риторов и в 155

г. – высылки афинского посольства, члены которого, философы Карнеад,

Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме свои учения. Все это было

бесполезно, да и сам Катон принужден был в конце концов изучить греческий

язык и пользоваться для своих сочинений греческими источниками, несмотря на

свой староримский закал, ненависть к новшествам, к порче нравов и

эллинизму. В эпоху войн, в суровые времена сплошных походов, опасностей,

поражений и побед на темных улицах Рима появились греческие боги со своими

светлыми, беззаботными лицами, эти небесные любители красоты и искусства,

появились изящные греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя

будничные тревоги дня».

Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.

а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим в 272

г., после взятия его родного города. Для учебных целей он переложил

сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической войны, в 240 г.,

Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки

с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия его

трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец», «Троянский конь», « Эгисф»,

«Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Терей». Известно, что в 204 г.

Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращения

одного дурного предзнаменования. Он исполнялся хором девушек в 27 человек.

б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании;

его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после первой Пунической

войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих

подлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная»,

«Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор», «Ифигения», «Андромаха». Невий

впервые вводит римскую национальную драму, претекстату (претекста – римский

сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле»

и «Кластидии». Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он

допускал «контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну)

и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известно,

например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи либерально

настроенным, он пытался подражать древней аттеической комедии и нападал на

современников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны

правительства и привел к изгнанию его из Рима. Прославилась и его

эпическое произведение «Пуническая война», где рассказ шел еще об отбытии

Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны в Африке, о внуке Энея Ромуле –

основатели Рима. Изложение, очевидно, было весьма сухое.

4. Конец доклассического и начало классического периода. Время кризиса

и гибель республики (середина II в. –

до 30 г. 1 в. до н.э.)

Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II века до

н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые противоречия.

Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах рабов,

верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения – латифундии.

Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное противоречие

рабовладельческого общества – противоречие между рабами и рабовладельцами,

выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в Сицилии, Малой Азии, наконец,

в Италии под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.)

Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан –

противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между

владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные

собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,

становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,

пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую всему

обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.

Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две политические

партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были выразителями интересов

сенатской знати и крупных земельных собственников. Популяры отражали

инетерсы демократических кругов города и деревни. Под влиянием массового

демократического движения, особенно крестьянства, усилилась роль народных

трибунов и, наоборот, несколько ослабла роль сената. Демократическое

движение, руководимые Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить

крестьянское землевладение, окончилось неудачей.

Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –

аристократическая республика – потребовала уже более широкой социальной

основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за политическую власть вызвала

длительные, ожесточенные гражданские войны, в которых основную роль играло

войско, теперь уже большей частью наемное, а не навербованное из

крестьянства, как это было раньше. Такое войско было послушным орудием в

руках тех или иных полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В

82 г. власть взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру

оптиматов. После падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират

(Помпей, Юлий Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в

государстве.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I в. до

н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,

мемуарная и эпистолярная литература.

Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство.

Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды

литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом

способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое

со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных

школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например,

реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором

исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих

выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских

ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов

от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два

направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым

языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого направления был

Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул 69 г.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали

греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме

следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут,

которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Сам же Цицерон выработал

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать