средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического
направления.
Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк
Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне с
Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.
Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку от
Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее
образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.
В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушал
и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал
теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон
учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо
греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря
близости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической
школы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и
аргументации.
Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во
многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой
точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает
лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами
высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и
предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший
государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор
приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в
Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице
двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии –
народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным
установить древние законы, возродить «обычай предков».
Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении
ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он
придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник
Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция
Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники
обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий
сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия
Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом
убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии
добился популярности в народе.
Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские
трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических
Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного
оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить
его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в
его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом
народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела
зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в
своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от
желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить
его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое
освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение
рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто
извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические
эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что
оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает
закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и
театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его
неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается
благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому
употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых
предложений, порой они сменяются восклицаниями.
5. Послеклассическая литература.
Ранняя римская империя.
(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)
Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся
вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в
Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско.
Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских
островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные
провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями.
В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов
обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся
украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,
великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали
мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи
уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В
первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества.
Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена
знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем
договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской
аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом.
И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии,
проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной
политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие –
всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое
чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все
римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и
люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.
После классического периода литература в дальнейшем была представлена
писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или
же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным
образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также
появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В
произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление
сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны
жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.
Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,
обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и
деятельность Луция Аннея Сенеки.
Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в
Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был
всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций
Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и
Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил
склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.
Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского
характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три
утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка
Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному
вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых
являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О
милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).
К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого
императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,
«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,
«Геркулес на Эте» и «Октавия».
В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической
философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный
интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к
достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно
умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных
благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов,
показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.
Заключение
Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.
Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной
литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным
образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных
переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и
многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко
отличается от средневековой литературы.
Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и
телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.
В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности.
Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос
(Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет
красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине
века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов
(Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона
Майкова, особенно его драмы.
Библиография:
1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,
перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.
2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр.
46-54.
3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.
4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.