Античное искусство Рима

средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического

направления.

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк

Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне с

Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-востоку от

Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее

образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.

В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония и Красса красноречию, слушал

и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал

теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон

учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо

греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря

близости с эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической

школы Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и

аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во

многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой

точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает

лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами

высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и

предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший

государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор

приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в

Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице

двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии –

народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным

установить древние законы, возродить «обычай предков».

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении

ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он

придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник

Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция

Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники

обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий

сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия

Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом

убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии

добился популярности в народе.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские

трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного

оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить

его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в

его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом

народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела

зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в

своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от

желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить

его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое

освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение

рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто

извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические

эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что

оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает

закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и

театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его

неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается

благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому

употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых

предложений, порой они сменяются восклицаниями.

5. Послеклассическая литература.

Ранняя римская империя.

(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)

Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся

вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в

Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско.

Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских

островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные

провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями.

В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов

обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся

украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами,

великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали

мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи

уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В

первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества.

Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена

знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем

договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской

аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом.

И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии,

проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной

политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие –

всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое

чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все

римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и

люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.

После классического периода литература в дальнейшем была представлена

писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или

же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным

образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также

появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В

произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление

сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны

жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.

Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,

обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и

деятельность Луция Аннея Сенеки.

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в

Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был

всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций

Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и

Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил

склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского

характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три

утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка

Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному

вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых

являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О

милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого

императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес»,

«Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест»,

«Геркулес на Эте» и «Октавия».

В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической

философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный

интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к

достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно

умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных

благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов,

показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.

Заключение

Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.

Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной

литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным

образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных

переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и

многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко

отличается от средневековой литературы.

Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и

телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.

В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности.

Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос

(Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет

красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине

века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов

(Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона

Майкова, особенно его драмы.

Библиография:

1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,

перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.

2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр.

46-54.

3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.

4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать