Буддизм

Буддизм

План

1. Что такое религия?

2. Когда и где возник буддизм?

3. Первоисточники

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды

5. Его биография и происхождение

6. Первая проповедь и первые ученики

7. Деятельность Будды

8. Община

9. Отшествие Будды в Нирвану

10.Учение Будды

11. Истина о четырех отделах

12. Интеллектуализм буддийской этики

13. Любовь в буддизме

14. Отрицательный характер его заповедей

15. Нирвана

16. Буддийская община

17. Образ жизни монахов

18. Зародыши культа

19. Распространение буддизма

20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны

21. Переход к христианству

22. Значение мировых религий

Буддизм

1. Что такое религия?

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,

образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной науке

популярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры в

Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение

имеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть система

взглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия есть

одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щему

миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшие

особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного

учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в

религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни

человека;

Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;

ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые.

Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,

буддизм

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство – 1024 млн. человек

Ислам – 529 млн. человек

Индуизм – 478 млн. человек

Конфуцианство – 305 млн. человек

Буддизм – 268 млн. человек

Синтоизм – 60 млн. человек

Даосизм – 52 млн. человек

Иудаизм – 14 млн. человек

2. Когда и где возник буддизм

Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,

таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В

это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд

государств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членов

земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась

существованием оастовой системы.

Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-

политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовое

деление.

3. Первоисточники.

Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-кой

деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого века

отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет

оснований подвергать сомнению действительное существование основателя

буддизма.

Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом

рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В

29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутама

расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с

малолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,

Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого

момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в

480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-

сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях.

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,

вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это слово

обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована около

III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические

поэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеет

изобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.

4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды

В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образа

Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировой

религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и

французского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией

пытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-

робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических и

космических.

5. Его биография. Происхождение

Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством у

Петальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;

брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется

в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.

Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему

вели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления

Будды.

В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в

стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,

среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможной

роскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,

во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,

больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула

его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенное

блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все

страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение

уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от

родителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает

желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит

по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло

семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и

искупителем человечества.

Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,

но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и

пришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,

ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять его

товарищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело его

обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.

Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.

И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемь

дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему в

интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мара

и пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.

Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Он

советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но

Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо

отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон

процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем

людям через его ученикам, монахов и монахинь.

6. Первая проповедь и первые ученики

Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда

направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых

монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела.

Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.

Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло

до шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился в

Урувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.

7. Деятельность Будды

Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.

Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-

нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со

всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от

самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-

ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих

произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:

Джетавана прелестный сад, .

Где ходили толпы

мудрецов,

Где жил

царь истины –

Место, где было радостно

моему сердцу.

Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,

в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей

Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские

сановники и богатые купцы.

Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на

обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим

семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение

Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю

отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с

учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.

После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал

вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать