посещения друзей и поклонников.
8. Община
Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была
тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.
Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии
задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало
отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.
Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;
ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали
строгое целомудрие.
В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия
между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.
Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной
уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.
Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей
жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной
чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.
Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того
или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,
отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.
История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не
делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все
свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,
симпатиями.
Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские
люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,
собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди
таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.
Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их
положение среди монашествующих?
Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:
- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести
себя с женщинами?
- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.
- Но если мы ее увидим, что нам делать?
- Не разговаривайте с ней
- Но если мы уже заговорили с ней?
- Тогда будьте осторожны
И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в
общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только
терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную
работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных
последовательниц, некой Висакхи:
- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,
давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,
кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,
раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.
Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком
возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на
эту благотворительную деятельность.
9. Отшествие Будды в Нирвану
Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно
приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел
и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не
годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые
заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой
своей и удержу свою жизнь”.
И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в
тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:
“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным
прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и
возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго
длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено
гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в
Нирвану”.
После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что
имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.
После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,
ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к
северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под
которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым
дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.
- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время
цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в
воздухе, чтобы почтить Совершенного.
Но совершенному нужна иная слава
Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава
Совершенного.
Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем
учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,
полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:
“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе
раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми
кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на
смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из
любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и
ты тоже скоро очи-стишся”.
Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:
“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.
Боритесь непрестанно”.
И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням
восхищения и вошел в Нирвану.
На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими
воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.
10. Учение Будды
Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.
Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов
систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда
формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,
уничтожение страдания и путь к нему.
И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и
человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои
практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.
Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,
проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой
душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую
характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской
проповедью.
Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,
больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,
чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат
колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова
“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и
ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают
только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной
жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.
Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.
В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют
никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит
людей в связь с ними.
В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,
он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы
проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником
божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по
буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а
то познание, которое открывается в его учении.
В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с
законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.
11. Истина о четырех отделах
План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из
четырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания,
учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожению
страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.
-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех
морей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, и
грустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете?
Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано
с самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, ни
боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости,
чтобы не болело то, что подвержено болезни , чтобы не умирало то, что
подвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы не
погибало то , что подвержено гибели.
Страдание и бытие мнонимы. И куда бы не обращался взор человека- в
прошлом или в будущем он видит бесконечное, неис-черпаемое море слез и
бесконечное существование под разными видами страдания.
Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с пред-ставлением
, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , все
изменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая
“дурная бесконечность”; сама она- это непрерывное, не имеющее конца и
смысла, колесо жизни, причиняло ему метофизическую боль, независимо от
частых горес-тей и мук сансары( житейское море) .
“Все пребывает в пламени . Глаза и все чувства находятся в пламени,
зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигается
рождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой,
страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем “.
В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отделу