Буддизм

посещения друзей и поклонников.

8. Община

Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была

тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.

Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии

задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало

отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.

Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;

ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали

строгое целомудрие.

В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия

между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.

Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной

уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.

Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей

жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной

чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.

Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того

или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,

отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.

История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не

делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все

свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,

симпатиями.

Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские

люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,

собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди

таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.

Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их

положение среди монашествующих?

Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:

- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести

себя с женщинами?

- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.

- Но если мы ее увидим, что нам делать?

- Не разговаривайте с ней

- Но если мы уже заговорили с ней?

- Тогда будьте осторожны

И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в

общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только

терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную

работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных

последовательниц, некой Висакхи:

- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,

давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,

кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,

раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.

Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком

возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на

эту благотворительную деятельность.

9. Отшествие Будды в Нирвану

Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно

приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел

и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не

годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые

заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой

своей и удержу свою жизнь”.

И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в

тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:

“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным

прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и

возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго

длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено

гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в

Нирвану”.

После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что

имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.

После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,

ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к

северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под

которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым

дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.

- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время

цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в

воздухе, чтобы почтить Совершенного.

Но совершенному нужна иная слава

Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава

Совершенного.

Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем

учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,

полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:

“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе

раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми

кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на

смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из

любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и

ты тоже скоро очи-стишся”.

Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:

“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.

Боритесь непрестанно”.

И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням

восхищения и вошел в Нирвану.

На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими

воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.

10. Учение Будды

Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.

Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов

систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда

формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,

уничтожение страдания и путь к нему.

И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и

человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои

практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.

Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,

проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой

душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую

характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской

проповедью.

Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,

больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,

чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат

колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова

“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и

ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают

только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной

жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.

Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.

В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют

никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит

людей в связь с ними.

В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,

он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы

проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником

божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по

буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а

то познание, которое открывается в его учении.

В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с

законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.

11. Истина о четырех отделах

План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из

четырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания,

учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожению

страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.

-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех

морей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, и

грустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете?

Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано

с самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, ни

боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости,

чтобы не болело то, что подвержено болезни , чтобы не умирало то, что

подвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы не

погибало то , что подвержено гибели.

Страдание и бытие мнонимы. И куда бы не обращался взор человека- в

прошлом или в будущем он видит бесконечное, неис-черпаемое море слез и

бесконечное существование под разными видами страдания.

Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с пред-ставлением

, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , все

изменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая

“дурная бесконечность”; сама она- это непрерывное, не имеющее конца и

смысла, колесо жизни, причиняло ему метофизическую боль, независимо от

частых горес-тей и мук сансары( житейское море) .

“Все пребывает в пламени . Глаза и все чувства находятся в пламени,

зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигается

рождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой,

страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем “.

В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отделу

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать