Древняя Византия
План.
1. Введение
I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)
1. Роль религии в культуре 3
2. Новое в изобразительном искусстве 6
3. Архитектура 8
4. Изобразительное искусство 12
5. Музыка светская и церковная, театр 13
II этап (середина VIIв – начало XIIIв)
1. Общественная жизнь и религия 15
2. Философские движения 16
3. Литература 19
4. Эстетика 21
5. Изобразительное искусство 21
6. Архитектура 23
7. Музыка 23
III этап (XIIIв. – середина XVв)
Краткая характеристика 25
Введение
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной
части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи
лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе
турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год,
когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части –
восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался
Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий)
Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад в
развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит
особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала
средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые
отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли,
утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе
выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла
впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского
мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить
византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего
Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:
1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
2. В Византии была религиозная общность (основной религией было
христианство в форме православия);
3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро,
состоящее из греков.
4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и
централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация,
оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась
влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных
ей государств.
В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с
мощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой
стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее
латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось
вступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько или
значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их
"варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были
эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные
годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового
прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под
покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу
новое, творческое начало. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно
разделить на три периода:
1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в
Византии.
3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
Первые столетия существования Византийского государства можно
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского
общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы
христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия
неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох,
Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и
сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм
требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого
мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким
массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.
I период
Роль религии в культуре
Формирование христианства как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие
философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных
учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о триединстве
божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по
существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство,
несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт,
принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма.
Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением,
но и синтетической философско - религиозной системой, важным компонентом
которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в
некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной
философией, но и использовала ее в своих целях.
На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо
язычества, приходит компромисс между христианским и античным
миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно -
радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное.
Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходит
процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния
неоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершается
поглощением неоплатонизма христианством.
Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли
необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования
ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского,
Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно
увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией,
порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным
содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и
Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской
философии, их философские построения уходят глубокими корнями в историю
эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как
совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а, следовательно,
мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к
пантеизму.
В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления
феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной
жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных и
нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и
эмоциональным запросам средневекового человека. Патристическая литература,
библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная
хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием,
мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену
античной культуре. Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его
отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с
античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов.
На смену античному представлению о героической личности, античному
пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть
героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться
(очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого
противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и
слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти
утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное
раздвоение внутри человеческой личности.
Меняется и представление человека о космосе, о времени, о
пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам
античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение
поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов. В
ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья
- идея союза христианской церкви и "христианской империи".
Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической
напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве наблюдается
удивительное смешение языческих и христианских идей, образов,
представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианской
мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает
талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей,
поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в церковно-
догматическом мышлении.
Новое в изобразительном искусстве