Древняя Византия

Древняя Византия

План.

1. Введение

I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)

1. Роль религии в культуре 3

2. Новое в изобразительном искусстве 6

3. Архитектура 8

4. Изобразительное искусство 12

5. Музыка светская и церковная, театр 13

II этап (середина VIIв – начало XIIIв)

1. Общественная жизнь и религия 15

2. Философские движения 16

3. Литература 19

4. Эстетика 21

5. Изобразительное искусство 21

6. Архитектура 23

7. Музыка 23

III этап (XIIIв. – середина XVв)

Краткая характеристика 25

Введение

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной

части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи

лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе

турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год,

когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части –

восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался

Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий)

Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад в

развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит

особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала

средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые

отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли,

утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе

выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла

впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского

мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром

своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить

византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего

Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

2. В Византии была религиозная общность (основной религией было

христианство в форме православия);

3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро,

состоящее из греков.

4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и

централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация,

оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась

влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных

ей государств.

В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с

мощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой

стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее

латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось

вступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько или

значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их

"варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были

эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные

годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового

прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под

покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу

новое, творческое начало. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно

разделить на три периода:

1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения

рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в

Византии.

3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся

дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно

рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского

общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы

христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия

неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох,

Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и

сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм

требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого

мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким

массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

I период

Роль религии в культуре

Формирование христианства как философско-религиозной системы было

сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие

философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика

сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных

учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о триединстве

божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по

существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство,

несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт,

принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма.

Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением,

но и синтетической философско - религиозной системой, важным компонентом

которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в

некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной

философией, но и использовала ее в своих целях.

На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо

язычества, приходит компромисс между христианским и античным

миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно -

радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное.

Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходит

процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния

неоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершается

поглощением неоплатонизма христианством.

Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли

необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования

ее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского,

Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можно

увидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией,

порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейным

содержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и

Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской

философии, их философские построения уходят глубокими корнями в историю

эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как

совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а, следовательно,

мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к

пантеизму.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления

феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной

жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных и

нравственных ценностей, более соответствующая складу мышления и

эмоциональным запросам средневекового человека. Патристическая литература,

библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная

хроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием,

мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену

античной культуре. Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его

отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с

античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов.

На смену античному представлению о героической личности, античному

пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смерть

героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться

(очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого

противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и

слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти

утешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительное

раздвоение внутри человеческой личности.

Меняется и представление человека о космосе, о времени, о

пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам

античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение

поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов. В

ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья

- идея союза христианской церкви и "христианской империи".

Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматической

напряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве наблюдается

удивительное смешение языческих и христианских идей, образов,

представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианской

мистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает

талантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей,

поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в церковно-

догматическом мышлении.

Новое в изобразительном искусстве

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать