Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства

Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ДВОЕВЕРИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА

Екатеринбург

1998 г.

1.1 Христианство и язычество как модификации веры в

сверхъестественное..................................................

........................ 6

1.2 Роль Рода и Рожаниц в

язычестве............................................. 7

1.3 Язычество как первоисточник русской

культуры....................11

1.4 Крещение Руси и его

последствия............................................15

5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17

5 Примеры преемственности языческих богов и христианских

святых............................................................

..............................19

1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения

язычества и христианства.......................21

Список

литературы..............................................................

...........

1.1

Существует убеждение, что христианство принципиально отличается

от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от

заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на

Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным

ценностям, к подлинной духовности. На самом же деле христианство в

познавательном отношении никак не совершеннее язычества. Конечно, у

первого, шире, чем у второго, объект отражения, (не только природа,

но и общество, классовые отношения, государство), разнообразнее обряды,

и много составляющих не относящихся к религии. Но от истины они

одинаково далеки, поскольку представляют собой различные модификации

веры в сверхъестественное. Само христианство, выйдя на следующий этап

религиозного развития, продолжает нести в себе огромный пласт

языческого наследия, поскольку взросло оно на тех первобытных

религиозных верованиях, совокупность которых получило название

язычества. Различаются они лишь идеологически: в язычестве объектом

искажения выступает первобытнообщинный строй, и поэтому оно является

идеологией доклассовой, а в христианстве -рабовладельческий и

феодальный, что делает эту религию классовой идеологией. Пока

родоплеменные отношения славян не изжили себя в достаточной мере и не

уступили своих позиций феодальным отношениям, древнеславянское

язычество оставалось единственно-возможной формой религиозности на

Руси, легко ассимилируя многие языческие верования и культы соседних

народов и приспосабливая их к собственным нуждам.

Христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем там

возникли и достаточно окрепли феодальные отношения.

Пока островки феодализма тонули в океане родоплеменных структур,

христианизация не принимала массового характера и распространялась лишь

на отдельных лиц и небольшие социальные группы.

1.2

Так как в наше время многие знакомы, хотя бы отдаленно с тем,

что представляет собой христианство, то я решила немного ознакомить вас

с язычеством, точнее с тем, что необходимо для более полного раскрытия

моей темы.

В большинстве исследований русское язычество предстает перед

нами как громоздкое, но единое целое, расчлененное на две темы лишь по

характеру информации о нем. Первая тема связана с летописями 10-13 в.

говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся

почитание их. Вторая тема возникла в результате обращения науки к

бытовыми пережитками язычества в русской деревне 17-19в. Развитие

язычества на Руси можно разделить на 3 стадии.

1-я стадия: люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями,

знают лишь групповой брак, и до появления Сварога, очевидно, не знают

единого бога.

2-я стадия: эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сварог.

Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь за

нарушение ее.

3-я стадия: эра Дажьбога. Установилось классовое общество. Люди

начали платить дань царям, появились богатые сановитые люди. И по всей

вероятности в связи с культом солнца, старый счет по лунным месяцам

был заменен солнечным календарем из 12 месяцев.(1)

(1) Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»

А теперь расставим этапы славянского язычества, как они

обрисованы в “Слове об идолах” в хронологическом порядке.

1. Славяне первоначально клали требы упырям и берегиням.

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне начали трапезу

ставить Роду и Рожаницам.

3. Выдвинулся культ Перуна.

4. По принятию христианства “Перуна отринуша, но отой” молились как

пантеону богов возглавляемому им, так и более древнему Роду.

Первая эпоха - поклонение и принесение жертв упырям и берегиням.

И те, и другие поставлены во множественном лице, значит эта не

персонифицированные божества. Упыри и берегини - древние архаичные

наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и

доброго, враждебного человеку и оберегающего его. Они единственные

представители внешнего мира, здесь, в этом архаичном пласте природа

дифференцируется не по таким категориям, как рощи и источники, солнце и

луна, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры,

которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини,

которым тоже нужно “ класть требы “, и не только в качестве

благодарности, но и для того, чтобы они проявили свою

доброжелательность к человеку.

У нас нет точных данных о внешнем облике берегинь и упырей.

Предположительно берегинь старались изобразить так, чтобы с одной

стороны показать их родство со стихиями (водой, воздухом), а с другой -

родство с самим человеком. Вампиры вообще не сопоставлялись с чем-либо

реальным и никогда не изображались в искусстве.

Нарушая хронологическую последовательность, установленную в

“Слове об идолах”, рассмотрим не Рода и Рожаниц, культ которых идет

вслед за культом Упырей и Берегинь, и поднят автором на большую высоту,

а 3-ю, последнюю стадию язычества, непосредственно предшествующую

принятия христианства - поклонению Перуну.

По отношению к Перуну мы наблюдаем некоторую двойственность:

иногда он выдвигается на первое место, а иногда теряется в общем списке

больших и малых божеств. Княжеская летопись Владимира Святого приводит

описание дружинной присяги при заключении договоров.

911г. “... мужи его (Олега) по русскому закону клешася оружием

своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом “

При описании языческой реформы Владимира на первое место среди

важнейших богов поставлен Перун. При введении христианства в Киеве все

другие идолы были повержены и сожжены, а идол Перуна под наблюдением 12

дружинников был сплавлен по реке вплоть до самых днепровских порогов.

С другой стороны, в поучениях против язычества 11-12-ого в. мы

наблюдаем очень спокойное отношение к Перуну: авторам - церковникам

культ Перуна не представлялся главным среди различных языческих

заблуждений; Перун (даже написанный первым в списке ) расценивался

наравне с другими богами.

Культ Перуна, с точки зрения книжника 11-начала 12 в. только-

только выдвинулся в системе многообразных языческих представлений и не

вытеснил, а лишь оттеснил предшествующие культы, которые оказались

чрезвычайно живучими и доставили много хлопот церковникам, более чем

быстро исчезнувший культ дружинного Перуна.

Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ

Перуна очень быстро сменили его на христианство.

Перуну после крещения Руси молились только “по украинам”, а о

культе Рода и Рожаниц источники говорят как о повсеместном, устойчивом

и неистребимом. Известна также календарная дата празднеств и пиров в

честь Рожаниц - 8 сентября, день Рождества Богородицы. Известно, что

“чревоработные попы” ради материальных выгод (“откладов”) примирились с

бесовской трапезой в честь Рода и Рожаниц.

Кем же был этот могучий предшественник Перуна? По непонятным

причинам исследователи полностью уравняли Рода и Рожаниц, не обращая

внимания на одно очень важное обстоятельство: Род всегда, во всех

источниках упоминается в единственном числе, а Рожаницы всегда во

множественном (или в двойственном). Следует поставить в упрек

исследователям, что они просто пренебрегли важным, можно сказать

центральным, персонажем славянской мифологии как Род. В результате

укрепился взгляд на Рожаниц и Рода как на мирных демонов человеческой

судьбы. А Роду отводилась роль домового. Кругозор его ограничили

рамками одной крестьянской семьи, избой, подпечником; в лучшем случае

считали старшим над Рожаницами - мойрами, но опять таки в пределах

одного княжества.

По отношению к Рожаницам сопоставление их с духами личной судьбы

находит известное подтверждение в том, что греческое____________

дважды переведено словом “ рожаница “. Культ Рожаниц, как женских

божеств, покровительствующих рождению кого-либо, должен был быть

многозначным, в нем могли появиться и черты культа общей плодовитости

(людей, промысловых зверей и домашнего скота), и аграрно-магические

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать