Двоеверие как результат преемственности язычества и христианства
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ДВОЕВЕРИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА
Екатеринбург
1998 г.
1.1 Христианство и язычество как модификации веры в
сверхъестественное..................................................
........................ 6
1.2 Роль Рода и Рожаниц в
язычестве............................................. 7
1.3 Язычество как первоисточник русской
культуры....................11
1.4 Крещение Руси и его
последствия............................................15
5 Интерпретация христианства как религии на Руси.................17
5 Примеры преемственности языческих богов и христианских
святых............................................................
..............................19
1.7Крестьянские праздники как яркий пример взаимопроникновения
язычества и христианства.......................21
Список
литературы..............................................................
...........
1.1
Существует убеждение, что христианство принципиально отличается
от дохристианских верований, именуемых язычеством, как истина от
заблуждения, свет от тьмы, и что только с утверждением православия на
Руси началось приобщение наших предков к истинным религиозным
ценностям, к подлинной духовности. На самом же деле христианство в
познавательном отношении никак не совершеннее язычества. Конечно, у
первого, шире, чем у второго, объект отражения, (не только природа,
но и общество, классовые отношения, государство), разнообразнее обряды,
и много составляющих не относящихся к религии. Но от истины они
одинаково далеки, поскольку представляют собой различные модификации
веры в сверхъестественное. Само христианство, выйдя на следующий этап
религиозного развития, продолжает нести в себе огромный пласт
языческого наследия, поскольку взросло оно на тех первобытных
религиозных верованиях, совокупность которых получило название
язычества. Различаются они лишь идеологически: в язычестве объектом
искажения выступает первобытнообщинный строй, и поэтому оно является
идеологией доклассовой, а в христианстве -рабовладельческий и
феодальный, что делает эту религию классовой идеологией. Пока
родоплеменные отношения славян не изжили себя в достаточной мере и не
уступили своих позиций феодальным отношениям, древнеславянское
язычество оставалось единственно-возможной формой религиозности на
Руси, легко ассимилируя многие языческие верования и культы соседних
народов и приспосабливая их к собственным нуждам.
Христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем там
возникли и достаточно окрепли феодальные отношения.
Пока островки феодализма тонули в океане родоплеменных структур,
христианизация не принимала массового характера и распространялась лишь
на отдельных лиц и небольшие социальные группы.
1.2
Так как в наше время многие знакомы, хотя бы отдаленно с тем,
что представляет собой христианство, то я решила немного ознакомить вас
с язычеством, точнее с тем, что необходимо для более полного раскрытия
моей темы.
В большинстве исследований русское язычество предстает перед
нами как громоздкое, но единое целое, расчлененное на две темы лишь по
характеру информации о нем. Первая тема связана с летописями 10-13 в.
говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся
почитание их. Вторая тема возникла в результате обращения науки к
бытовыми пережитками язычества в русской деревне 17-19в. Развитие
язычества на Руси можно разделить на 3 стадии.
1-я стадия: люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями,
знают лишь групповой брак, и до появления Сварога, очевидно, не знают
единого бога.
2-я стадия: эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сварог.
Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь за
нарушение ее.
3-я стадия: эра Дажьбога. Установилось классовое общество. Люди
начали платить дань царям, появились богатые сановитые люди. И по всей
вероятности в связи с культом солнца, старый счет по лунным месяцам
был заменен солнечным календарем из 12 месяцев.(1)
(1) Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»
А теперь расставим этапы славянского язычества, как они
обрисованы в “Слове об идолах” в хронологическом порядке.
1. Славяне первоначально клали требы упырям и берегиням.
2. Под влиянием средиземноморских культов славяне начали трапезу
ставить Роду и Рожаницам.
3. Выдвинулся культ Перуна.
4. По принятию христианства “Перуна отринуша, но отой” молились как
пантеону богов возглавляемому им, так и более древнему Роду.
Первая эпоха - поклонение и принесение жертв упырям и берегиням.
И те, и другие поставлены во множественном лице, значит эта не
персонифицированные божества. Упыри и берегини - древние архаичные
наименования олицетворений двух противоположных начал - злого и
доброго, враждебного человеку и оберегающего его. Они единственные
представители внешнего мира, здесь, в этом архаичном пласте природа
дифференцируется не по таким категориям, как рощи и источники, солнце и
луна, а только лишь по принципу отношения к человеку: злые вампиры,
которых нужно отгонять и задабривать жертвами, и добрые берегини,
которым тоже нужно “ класть требы “, и не только в качестве
благодарности, но и для того, чтобы они проявили свою
доброжелательность к человеку.
У нас нет точных данных о внешнем облике берегинь и упырей.
Предположительно берегинь старались изобразить так, чтобы с одной
стороны показать их родство со стихиями (водой, воздухом), а с другой -
родство с самим человеком. Вампиры вообще не сопоставлялись с чем-либо
реальным и никогда не изображались в искусстве.
Нарушая хронологическую последовательность, установленную в
“Слове об идолах”, рассмотрим не Рода и Рожаниц, культ которых идет
вслед за культом Упырей и Берегинь, и поднят автором на большую высоту,
а 3-ю, последнюю стадию язычества, непосредственно предшествующую
принятия христианства - поклонению Перуну.
По отношению к Перуну мы наблюдаем некоторую двойственность:
иногда он выдвигается на первое место, а иногда теряется в общем списке
больших и малых божеств. Княжеская летопись Владимира Святого приводит
описание дружинной присяги при заключении договоров.
911г. “... мужи его (Олега) по русскому закону клешася оружием
своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом “
При описании языческой реформы Владимира на первое место среди
важнейших богов поставлен Перун. При введении христианства в Киеве все
другие идолы были повержены и сожжены, а идол Перуна под наблюдением 12
дружинников был сплавлен по реке вплоть до самых днепровских порогов.
С другой стороны, в поучениях против язычества 11-12-ого в. мы
наблюдаем очень спокойное отношение к Перуну: авторам - церковникам
культ Перуна не представлялся главным среди различных языческих
заблуждений; Перун (даже написанный первым в списке ) расценивался
наравне с другими богами.
Культ Перуна, с точки зрения книжника 11-начала 12 в. только-
только выдвинулся в системе многообразных языческих представлений и не
вытеснил, а лишь оттеснил предшествующие культы, которые оказались
чрезвычайно живучими и доставили много хлопот церковникам, более чем
быстро исчезнувший культ дружинного Перуна.
Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ
Перуна очень быстро сменили его на христианство.
Перуну после крещения Руси молились только “по украинам”, а о
культе Рода и Рожаниц источники говорят как о повсеместном, устойчивом
и неистребимом. Известна также календарная дата празднеств и пиров в
честь Рожаниц - 8 сентября, день Рождества Богородицы. Известно, что
“чревоработные попы” ради материальных выгод (“откладов”) примирились с
бесовской трапезой в честь Рода и Рожаниц.
Кем же был этот могучий предшественник Перуна? По непонятным
причинам исследователи полностью уравняли Рода и Рожаниц, не обращая
внимания на одно очень важное обстоятельство: Род всегда, во всех
источниках упоминается в единственном числе, а Рожаницы всегда во
множественном (или в двойственном). Следует поставить в упрек
исследователям, что они просто пренебрегли важным, можно сказать
центральным, персонажем славянской мифологии как Род. В результате
укрепился взгляд на Рожаниц и Рода как на мирных демонов человеческой
судьбы. А Роду отводилась роль домового. Кругозор его ограничили
рамками одной крестьянской семьи, избой, подпечником; в лучшем случае
считали старшим над Рожаницами - мойрами, но опять таки в пределах
одного княжества.
По отношению к Рожаницам сопоставление их с духами личной судьбы
находит известное подтверждение в том, что греческое____________
дважды переведено словом “ рожаница “. Культ Рожаниц, как женских
божеств, покровительствующих рождению кого-либо, должен был быть
многозначным, в нем могли появиться и черты культа общей плодовитости
(людей, промысловых зверей и домашнего скота), и аграрно-магические