Экскурсия по Эрмитажу
В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив
Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж. В
его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений
живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет,
орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других
ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших
дней.
По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть
поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Эрмитаж – это
удивительный мир, полный чудес. И каждый может найти там то, что необходимо
именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого
уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических
ассоциаций – все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую
особенность сегодняшнего Эрмитажа.
Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти
зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Я предлагаю
познакомиться с этим замечательным музеем, путешествуя по моим любимым
залам .
Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории
культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок.
Однако, наряду с постоянными, Эрмитаж предлагает вниманию посетителей
временные выставки, периодически организуемые в музее.
При моих посещениях Эрмитажа я спешу в отдел истории
западноевропейского искусства. Этот отдел существует в Эрмитаже с момента
основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и насчитывают
около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений живописи и
скульптуры, гравюр и рисунков.
2.2.1. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XIV-XVIII вв.
Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии,
капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории
человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с
религиозным мировоззрением, господствовавшим в средние века, утверждалось
передовое, светское, гуманистическое мировоззрение, новая культура.
Постепенно преодолевая нормы и каноны церковного искусства прошлого,
передовые художники Италии обратились к изображению человека и окружающего
его мира.
Творчество наиболее значительных и прогрессивных мастеров раннего
Возрождения – Джотто (1276 – 1337), Донателло (1386 – 1466), Мазаччо (1401
– 1428) – в Эрмитаже не представлено. Однако ряд работ известных художников
и скульпторов XIII—XV веков позволяет в известной мере представить себе
характер итальянского искусства в этот период и основные пути его развития.
Наивысшего расцвета искусство Италии достигло в конце XV – первой половине
XVI века, в период Высокого Возрождения, когда творили такие мастера, как
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.
Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих
подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи
Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В зале №214 находятся два
(примерно из десяти сохранившихся до наших дней) живописных произведения
Леонардо – «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».
Отдельный зал посвящен итальянскому искусству XVII-XVIII вв. Из
выдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы
«Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами»,
замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами из
истории Древнего Рима.
2.2.2. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVIII вв.
В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.
Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из
величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по
национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище
Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских
образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых
мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он
работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его
в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и
впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных,
композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в
фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой
тревоги.
В Эрмитаже находится лишь одно позднее произведение Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел», но это подлинный шедевр мастера.
Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший
большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран,
представлен несколькими работами.
С наибольшей полнотой первоклассными произведениями представлено в
Эрмитаже творчество последнего великого живописца Испании XVII века-
Бартоломе Эстебана Мурильо (1618 – 1682). Не случайно И.Е. Репин говорил о
том. что изучать Мурильо нужно в Прадо и в Эрмитаже.
2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО
ОРУЖИЯ XV-XVII вв.
В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия
XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.
Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века.
Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится
кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в
XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как
это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного
оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце
XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны
традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми
углами формах доспехов, получивших название „готических". Доспех,
состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок,
весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно
надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась
особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX
века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и
поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В
дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более
безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от
готического доспеха и в ряде других разделов выставки.
Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось
ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих
угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права
и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого
зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:
боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда)
-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.
Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части
зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре
семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие
алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и
сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности
арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.
Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке
(„максимилиановский" —якобы изобретенный немецким императором
Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне
большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса
и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого
нового вооружения.
Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного
оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII
века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и
фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным
изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а
также другое турнирное и охотничье оружие.
2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в.
Выставка произведений фламандской живописи является одной из
богатейших и лучших в Эрмитаже.
Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии
европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств,
образовавшихся в конце XVI века в ходе Нидерландской буржуазной революции и
последующего разделения Нидерландов, переживали период наивысшего
расцвета.
Сравнительно высокий для того времени уровень развития экономики,
природные богатства, торговые связи с соседними странами обеспечили
маленькой Фландрии видное положение среди крупнейших государств Европы,
способствовали развитию ее культуры. Огромное влияние на развитие
фламандского искусства оказали события Нидерландской революции XVI века, а
также последующая борьба, которую приходилось вести Фландрии. Все это
пробудило в народе чувство национального самосознания, готовность бороться,
отстаивая интересы своей родины, свою свободу и право на лучшую жизнь.
Глубокий оптимизм, вера в торжество человека над силами зла, прославление
Страницы: 1, 2