красоты мира, его богатства и изобилия ярко и своеобразно выражены в
искусстве целой плеяды выдающихся художников Фландрии.
На выставке представлены первоклассные произведения Питера Пауля
Рубенса, Антониса Ван-Дейка, Якоба Иорданса, Франса Снейдерса и других
всемирно известных фламандских художников.
2.2.5. искусство голландии xvii в.
В ходе Нидерландской буржуазной революции семи северным провинциям
Нидерландов в упорной борьбе удалось завоевать победу и создать передовое
для того времени государство — буржуазную республику Соединенных провинций
(Голландия).
Бурное экономическое и политическое развитие страны в начале XVII века
сопровождалось подлинным расцветом искусства. Сотни художников, среди
которых было немало всемирно известных мастеров, создавали обычно небольшие
картины для продажи на рынке, в расчете на вкусы купцов и ремесленников,
бюргеров и крестьян. Каждый из них работал, как правило, в одном или двух
жанрах.
Произведения этих художников экспонированы в Шатровом зале.
Особый интерес в этом отделе представляют картины Рембрандта – «Снятие
с креста», «Портрет старика в красном», «Возвращение блудного сына»,
«Даная».
2.2.6. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XV—XVIII вв.
Собрание произведений французского искусства в Эрмитаже по праву
считается богатейшим. За исключением самой Франции, ни одна страна в мире
не обладает столь обширной и разнообразной коллекцией, позволяющей по
первоклассным образцам проследить развитие всех основных направлений
французского искусства с XV по XX век – лиможские эмали XV – XVI веков,
фаянсы Бернара Палисси, работы Пуссена, Ватто, Шардена, пейзажи Лоррена,
многочисленные изделия из серебра, гобелены, скульптуры Фальконе, и многое-
многое другое.
2.2.7. ИСКУССТВО АНГЛИИ XVII—XIX вВ.
На сравнительно небольшой по своим масштабам выставке представлена в
основном портретная и пейзажная живопись XVIII века — периода расцвета
английского искусства.
Произведений крупнейшего английского живописца XVIII века Джошуа
Рейнолдса (1723—1792) в бывшем Советском Союзе сравнительно немного. А
между тем это необычайно плодовитый мастер, создавший около двух тысяч
картин, преимущественно портретов своих современников. Например, в Эрмитаже
представлена его работа: «Младенец Геракл, удушающий змей». Здесь мы также
можем познакомиться с работами современника Рейнолдса, знаменитого
английского художника – портретиста Томаса Гейнсборо.
3. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ.
В коллекциях Эрмитажа находятся сотни тысяч экспонатов. Любой экспонат
имеет огромную ценность, художественную и историческую.
Для посетителей музея ценность коллекций ясна. Однако, каждый находит
для себя те самые произведения и работы, которые являются для него наиболее
значимыми. Нельзя создать объективную градацию экспонатов по значимости.
Она всегда будет субъективной.
В этой работе также была сделана попытка отобрать наиболее яркие,
выдающиеся, с нашей точки зрения, экспонаты. Мы уверены, что внимание
посетителей Эрмитажа также привлекут эти произведения.
Колыванская ваза
Одним из самых замечательных творений русских камнерезов прошлого
является знаменитая Колыванская ваза (в зале № 128). Созданная из красивого
камня —ревневской яшмы,— она поражает своими размерами, красотой формы и
совершенством обработки материала. Высота вазы более двух с половиной
метров, большой диаметр чаши — пять метров, малый - свыше трех метров. При
весе в девятнадцать тонн (это самая тяжелая в мире ваза, выполненная из
твердого камня), она не выглядит громоздкой. Тонкая ножка, удлиненная
овальная форма чаши, расчлененной с боков и снизу радиально расходящимися
„ложками", соразмерность частей придают ей изящество и легкость. Ваза
изготовлена из глыбы камня, которую в течение двух лет обрабатывали на
месте находки, а затем тысяча рабочих доставила ее за пятьдесят верст на
Колыванскую фабрику, прорубая для этого дороги в лесах и создавая переправы
через реки. Непосредственно над выполнением самой вазы, создававшейся по
проекту архитектора Мельникова, мастера Колыванской гранильной фабрики
трудились в течение двенадцати лет, закончив работу к 1843 году. В
Петербург ее доставили с большим трудом, в разобранном виде (ваза состоит
из пяти частей, причем основная из них — чаша — монолитна). До Урала вазу
везли на специальной телеге, в которую впрягали от ста двадцати до ста
шестидесяти лошадей. А далее по Чусовой, Каме, Волге, Шексне и Мариинской
системе переправили на барже до места выгрузки на набережной Невы. После
предварительного укрепления фундамента семьсот семьдесят рабочих установили
ее в зале Эрмитажа, где она находится и в настоящее время.
Колыванская ваза, одно из наиболее грандиозных и удивительных по
мастерству исполнения произведений русского камнерезного искусства, по
праву занимает почетное место среди сокровищ Эрмитажа.
„Мадонна Литта" Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи создал немало шедевров. Одним из произведений,
выполненных в характерной манере Леонардо, является «Мадонна Литта», на
которой мы и остановились.
В картине „Мадонна Литта" Леонардо стремился воплотить черты идеально
прекрасного человека, передать его внутреннюю гармонию и красоту. Голова
мадонны повернута почти в профиль; на темном фоне стены отчетливо виден
ясный и чистый контур лица и фигуры. Лицо озарено мягким светом. Художник
выразительно передает глубину и нежность чувств матери, задумавшейся о
судьбе своего сына. Мы почти не видим глаз мадонны, но ощущаем ее ласковый
взор, обращенный к младенцу. Ребенок, словно потревоженный присутствием
посторонних, повернул кудрявую головку и смотрит на нас. Глаза его
подернуты легкой поволокой. Фигурка младенца расположена на руках мадонны
так, что хорошо ощутим вес детского тельца. Великолепно переданы в картине
объемы—Леонардо выявляет их с помощью светотеневой моделировки, приемы
которой были разработаны им и превращены в действенное средство передачи
материальных форм. Картина проста и лаконична. В ней нет элементов
будничности. Лаконичны и краски, где доминируют красная, синяя, черная.
Сама композиция картины, лишенная движения (оно показалось бы здесь
неуместным), с фигурами, точно вписанными в треугольник, что усиливает
впечатление устойчивости, и симметрично расположенными окнами, подчеркивает
равновесие, гармонию, спокойствие, которые характерны были не только для
произведений Леонардо да Винчи, но и для искусства Высокого Возрождения в
целом.
„Даная" Тициана
Жизнерадостность, присущая таланту Тициана, ярко проявилась в его
картинах на мифологические темы. Несколько раз обращался художник к
греческому мифу о Данае, создав картины, близкие по содержанию и композиции
.
Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал
смерть от руки внука. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в
башню и обрек ее на одиночество. Но избежать своей участи он все же не
смог. Зевс, прельщенный красотой Данаи, явился к ней в виде золотого дождя,
и у Данаи родился сын — Персей. Акрисий впоследствии действительно погибает
из-за своего внука. Характерно, что Тициана привлекает в рассказе о Данае
момент, который позволяет ему прославить силу любви, разрушающей все
преграды. воспеть красоту человеческого тела. В его картине все возвышенно,
но одновременно конкретно: и лицо Зевса, появившегося из-за облаков, и
золотой дождь в виде потока монет, и старуха-служанка, и Даная,
напоминающая скорее красавицу-венецианку, возлежащую на пышном ложе. Одна
из самых сложных задач в искусстве—изображение обнаженного человеческого
тела — решается Тицианом виртуозно. Художник воплощает здесь свое
представление о красоте. Он создает чувственный и в то же время
целомудренный образ женщины, страстно утверждая ее право на любовь и
счастье.
„Скорчившийся мальчик" МИКЕЛАНДЖЕЛО
Творчество великого скульптора, архитектора, художника и поэта эпохи
Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475—1564) представлено в собрании
Эрмитажа скульптурой и маленькой фигуркой „Скованного раба" (выполненной из
дерева и покрытой сверху воском). Скульптура „Скорчившийся мальчик" (в
центре зала № 230) предназначалась для украшения гробницы правителей
Флоренции герцогов Медичи, но не попала в последний вариант этого
памятника. Скульптура закончена, однако на ней видны следы от ударов резца.
Микеланджело работает в новой манере: не прибегая к окончательной обработке
поверхности мрамора, он стремится прежде всего выявить главное содержание
образа, подчеркнуть в нем определяющие черты. Скульптор создает
выразительную фигуру скорчившегося мальчика. Голова его наклонена и лица
почти не видно, но упруго согнутая спина и напряженные мускулы тела создают
впечатление физической силы и одновременно внутренней собранности, усилия,
направленного на преодоление боли. В период кризиса Возрождения, когда
Микеланджело понял, что мечтам гуманистов о свободе человека не суждено
сбыться, он часто обращается к образам, полным драматизма. Его герои
противятся злу, борются, страдают. Подобные настроения сказались не только
в „Скорчившемся мальчике", но и в „Скованном рабе". В них нет уже
спокойствия и равновесия, свойственных искусству Леонардо и Рафаэля. Герои
Микеланджело ведут борьбу и часто, подобно „Скованному рабу", оказываются
не в состоянии сломить враждебные им силы.
„Портрет камеристки" Рубенса
Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в
эрмитажном „Портрете камеристки". Придворная правительницы Нидерландов
инфанты Изабеллы изображена погрудно на нейтральном фоне, без каких-либо
аксессуаров, так что все внимание зрителя сосредоточено на ее лице.
Строгие, резкие линии силуэта ее темного платья, узор плотных складок
крахмального кружевного воротника подчеркивают нежность и хрупкость
поэтичного облика девушки, мягкий женственный овал ее лица, гладкую
прическу с легкими прядками выбивающихся на висках светлых волос. Лицо
камеристки кажется трепетным, живым. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую
поверхность кожи, румянец на щеках. Чуть вздрогнули и приподнялись тонкие
брови, взгляд больших задумчивых серых глаз мечтательно устремлен мимо нас,
вдаль. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец
психологического портрета.
„Портрет старика в красном" Рембрандта
На этом портрете старик в красной одежде запечатлен в фас, крупным
планом в неподвижной, устойчивой позе, подчеркивающей его
сосредоточенность, глубокое раздумье. Он изображен на нейтральном фоне,
который нельзя даже назвать фоном в обычном смысле (это не комната и не
стена, но нечто пространственное — среда, в которой выделяется фигура
человека вне связи с конкретной обстановкой и предметами, которые снизили
бы и измельчили содержание произведения).
В картине два светлых пятна - лицо и руки. Но с какой удивительной
глубиной, неслыханной до Рембрандта силой и выразительностью эти написанные
в смелых обобщенных мазках лицо и руки рисуют нам сложный, многогранный
образ, в котором отражена целая человеческая жизнь.
Широкие и быстрые красочные мазки, выступающие иногда объемно,
делающие шероховатой и неровной поверхность холста, отличают поздние работы
Рембрандта от картин большинства его современников. Художник избегает
гладких, прилизанных поверхностей, кропотливого, мелочного выписывания
деталей. Для Рембрандта это не было чем-то внешним, формальным. Картины
подобного рода немыслимо представить себе написанными в гладкой эмалевой
технике.
Картина манит, заставляет вглядываться и вглядываться в изображение
старика. Не это ли есть высшее искусство – создать такой образ, что хочется
смотреть и смотреть на него?
„Младенец Геракл, удушающий змей" РеЙнолдса
„Младенец Геракл, удушающий змей" - одна из лучших мифологических
композиций мастера. Она создана по заказу Екатерины II в 1786—1788 годах.
Выбор сюжета, как указывал сам художник, не был случаен. Повествуя о
сверхъестественной силе Геракла, Рейнолдс напоминал о могуществе Российской
империи. Подобный прием и обращение к античным образам характерны для
художника-классициста.
Сюжет этого произведения заимствован Рейнолдсом у древнегреческого
поэта Пиндара. У царицы Алкмены от Зевса рождается сын Геракл; ревнивая
Гера — жена Зевса — решила расправиться с малюткой и подослала к нему змей.
Рейнолдс изображает Геру сверху в облаках. Тщетно ожидает богиня
осуществления задуманной мести. Напрасно в волнении бросается к сыну
Алкмена. Могучий младенец уверенно душит змей. Пораженные, остановились у
колыбели оракул Тиресий, муж Алкмены —царь Амфитрион, его свита и воины.
Картина величественна и монументальна. Рейнолдс использует в ней многие
приемы, характерные для искусства барокко (бурное движение, расположение
фигур в два-три яруса, резкие контрасты света и теней и т. д.).
Бюст Петра I работы К. Б. Растрелли
Один из лучших образцов русского скульптурного портрета, созданный К.
Б. Растрелли в 1723 году,—бронзовый бюст Петра I. По модели, выполненной
из глины, а затем из воска, Растрелли отлил два бюста: из бронзы и чугуна .
Бронзовый бюст (зал № 158) был закончен лишь в 1729 году, когда
помощник Растрелли, гравер Семанж, завершил чеканную его отделку. Особенно
тонко прочеканены узоры кружев, а также многочисленные детали парадного
костюма. На двух нагрудных щитках панциря рельефные изображения прославляют
Петра как создателя могучей России и выдающегося полководца. На одном Петр
представлен скульптором с долотом и молотом в руках, на другом — всадником,
участвующим в Полтавской битве. Даже не рассматривая эти изображения,
зритель представляет облик Петра I. Проницательный взгляд, гневное
выражение лица, непреклонность, ум, сила, воля, темперамент—все, что
сочеталось в характере Петра I, великолепно передано в этом портрете.
Развевающаяся за плечами горностаевая мантия, резкие изгибы и острые углы
силуэта скульптуры, блики света на нервном, подвижном лице еще более
выявляют энергию и порыв, присущие Петру.
Малахитовый зал
Малахитовый зал (№ 189) создан в 1839 году архитектором А. П.
Брюлловым совместно с его учениками А. М. Горностаевым (1808—1862), А. Н.
Львовым и др. Зал декорирован уральским малахитом. Восемь колонн и столько
же пилястр, два камина, торшеры, а также ряд столиков, ваз и вещей,
находящихся здесь и дополняющих убранство помещения, украшены малахитом в
технике „русской мозаики". Всего на оформление зала пошло свыше ста
тридцати трех пудов малахита. Широкое применение нашла здесь и позолота. Ею
покрыты бронзовые капители и базы колонн, украшения каминов, обрамление
зеркал, рельефные узоры из папьемаше, занимающие большую часть потолка,
двери резного дерева и т. д. Своеобразное и эффектное сочетание двух
материалов — ярко-зеленого малахита и сверкающего золота — определяет
парадное звучание и мажорный тон интерьера. Это впечатление дополняют
великолепнейший, составленный из девяти различных пород дерева паркет и
созданные специально для этого зала кресла, обитые интенсивным по цвету
малиновым шелком.
Малахитовый зал интересен не только как памятник русской архитектуры и
камнерезного мастерства.
С начала июля 1917 года, когда Зимний дворец превращается в
резиденцию буржуазного Временного правительства, заседания кабинета
министров происходят в Малахитовом зале. В ходе исторических событий
Великой Октябрьской социалистической революции революционные рабочие,
солдаты, матросы в ночь с 25 на 26 октября штурмом овладевают Зимним
дворцом. Они проходят через Малахитовый зал и в соседнем с ним помещении
Малой столовой арестовывают членов Временного правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе была совершена попытка охватить такие аспекты темы,
как история и настоящее существование Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи
и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако, даже это позволяет
нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями
мира, Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих
коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.
Эрмитаж – это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история,
сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском
масштабе. «Музей – это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто
вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения.»[1]
На вопрос, сколько времени понадобится для ознакомления с коллекциями
музея, можно ответить так: - на это понадобится вся жизнь, потому что
каждая новая встреча даже с уже знакомым памятником всегда открывает в нем
нечто новое, незнакомое. Таково свойство настоящего, истинного искусства.
-----------------------
[1] Значение Эрмитажа в русской и мировой культуре., стр 188.
Страницы: 1, 2