Иеронимус Босх

широко разлившуюся реку. И вдруг среди этой умиротворенной природы, по

соседству с одухотворенным образом Евангелиста зритель видит в уголке какое-

то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой. И

хотя этот бес способен лишь на мелкие пакости, достойные проказника из

начальной школы: он задумал стащить письменный прибор святого, лежащий

рядом с ним на земле, это мелкое пакостное создание — предвестие тех

многочисленных чудищ, которые заполонят кар тины Босха более поздней стадии

зрелого периода. В основном это монументальные триптихи — «Страшный Суд»,

«Сад земных наслаждений».

Именно подобные картины сделали особенно популярным имя Босха в наше

время, часто усматривающего в нем далекого предтечу сюрреализма. Наряду с

религиозными сюжетами на створках, решенными относительно традиционно (Рай

с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов

появляются многочисленные фантастические гротески. Эпизоды, полные красоты

и поэзии, соседствуют со сценами насилия, жестокости и порока, а фигуры

людей перемежаются со всякого рода чертовщиной и монструозными гибридными

образованиями, искусно составленными из частей животных, растений,

минералов и рукотворных предметов. Композиции Босха, особенно такие как

«Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена» подобны каким-то

невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся метаморфоз.

Фольклор, алхимические и астрологические поверья, позднесредневековая

мистика, подготовившая Реформацию, соседствуют тут причудливо и

парадоксально, однако явственно проступают и новые, ренессансные идеалы:

они видны и в общем панорамическом охвате прекрасного в основе своей

мироздания, и в том центральном положении, которое занимает здесь пытливая

человеческая мысль, для тренировки и воспитания которой и сооружены все эти

пугающе-прельстительные лабиринты (подлинным олицетворением героической

мысли выступает св. Антоний в лиссабонском триптихе — маленькая фигурка

святого, посрамившего зло в серии смертоносных искушений, занимает

центральное положение в триптихе, будучи средоточием разума среди

инфернальных страшилищ).

Уже зрелым Босх создал «Воз сена» - трёхстворчатый алтарь,

предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Выбор сюжета Босху

подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый

старается ухватить с него сколько может». Среди мирного и вполне реального

пейзажа разворачивается совершенно бессмысленная жизнь людей, гонимых

жаждой наживы и удовольствий. Все человечество оказывается во власти злых

сил, и за повозкой с сеном спешат не только простые люди.

В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с

аллегоричностью. Люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким

то дьявольским созданием; фантастические существа влекут повозку, а за ней

радостно и покорно следуют папа, император, простые люди: забегают вперед,

мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Пейзаж же вдали не

фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький,

воздевший руки Христос.

Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения

восставших ангелов (в верхней части левой створки). Ниже зритель видит

райский сад, а также сцены

сотворения Евы, грехопадения, изгнания Адама и Евы из рая.

Центральная часть триптиха изображает земной мир. Середину композиции

занимает огромный воз, нагруженный сеном. На языке пословицы, которую

обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть,

богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются

представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают

шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская

тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля;

монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном

мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз

с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колеса

безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась

компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не

замечают что в воз на котором они так уютно устроились впряжены мерзкие

страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз,

а с ним и всю толпу прямо в ад, изображенный на правой стороне триптиха.

Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную,

почти будничную сцену: устало бредёт по дороге истощённый оборванный

странник. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни.) На

каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка

злобно рычит на него; вороньё кружит над падалью; в глубине изображения —

разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут

же, не обращая на всё это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян

лихо отплясывает под аккомпанемент волынки...

Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в

развёрнутом и углублённом виде. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё

значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории — от зарождения

мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.

Замысел «Воза сена» глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь

ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном для сцены

дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы

противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Зритель, первоначально

сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана, с трудом различает в пустых

небесах одинокую фигуру Христа. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно

оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется, перевес на

стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Но эта

победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновение

испепелит его вместе с грузом, тогда как его соперник (Христос)

неуничтожим. Изображение Христа подлинный центр картины.

Ничего конкретного не было сказано про картину «Алтарь Св. Антония».

Но тщательно, детально изучив творчество Босха я пришла к выводу, что эта

серия картин относится к зрелому периоду. Так как для него характерна

ужасающая монструозность, в то время, как в поздний период своего

творчество Босх обращался больше к картинам из реальной жизни.

Это один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где

отшельника осаждают дьяволы. Босх населял свои картины легионами маленьких

ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены

части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и

невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических

элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы. Совсем жутко становится,

когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Вся эта

кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от

средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.

«Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4

веке в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель

болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего

подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами.

Действительность предстает сплошным кошмаром, теряется различие между

живым и неживым, тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева, из

глиняного кувшина вырастают конские ноги, ощипанный гусь жадно пьет,

опустив в воду безголовую шею, холм оказывается великаном, стоящим на

четвереньках, а птица или рыба — летательной машиной или лодкой.

В центре композиции — коленопреклоненный Антоний с приподнятой в

благословении рукой. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Он

знает, что эти монстры, лишённые внутренней силы, не смогут одолеть его.

Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Он как бы говорит ему:

«Не бойся». Босх, как никто другой, смог выразить безосновательность

мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под ней ничего нет.

Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине

которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Она почти незаметна,

но это — смысловой центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой

все, кто молился перед этим алтарём. Среди призраков и кошмаров, в самом

аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Он сообщает Антонию спокойную

убеждённость в постоянстве добра, святой же передаёт её зрителю.

«Страшный суд» - одна из самых больших по размерам работа Босха и одна

из самых законченных и откровенных по содержанию. Сюжет не нуждается в

пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный

крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех

деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, некоторые образы по

своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой

художественного воздействия, но ни один художник, ни до, ни после Босха не

обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее

неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению

обитателей преисподней. Если современники Босха полагали, что художник

воочию видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в

Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они,

несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На

картине неоднократно показаны все смертные грехи; очень много эротической

символики.

Самое известное и загадочное из произведений Босха — Триптих «Сад

наслаждений» был создан в начале XVI столетия. В 1593 г. его приобрёл

испанский король Филипп II. Картина относится к концу зрелого периода

творчества Босха.

Босх взял за основу традиционный для Нидерландов того времени тип

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать